Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Хребтовой Н.Л, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоненковой Марины Валентиновны к ФССП России, УФССП России по Камчатскому краю о возложении обязанности включить в периоды службы в стаж службы (выслугу лет), перерасчете назначенной пенсии, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Леоненковой М.В, ФССП России и УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леоненкова М.В. обратилась в суд с иском к ФССП России о возложении обязанности включить в стаж службы в органах принудительного исполнения периоды замещения должностей судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава-исполнителя с 30 ноября 1987 года по 30 апреля 2020 года, производить выплату назначенной пении с 4 сентября 2020 года с учетом районного коэффициента, взыскании денежной компенсации морального вреда 100 000 рублей.
В обоснование требований указала, что 4 сентября 2020 года уволена с должности начальника отделения - старшего судебного пристава Ключевского и Быстринского районного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу. На день увольнения выслуга лет составила 32 года 8 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 33 года 26 дней. Во время службы, а также в настоящее время истец проживала и проживает на территории Камчатского края, однако пенсия ей выплачивается без учета районного коэффициента на том лишь основании, что на момент ее назначения истец находилась в отпуске в Краснодарском крае. Полагает неправильным исчисление ответчиком стажа службы в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера в размере 4 месяца 3 дня, тогда как общая выслуга лет истца составляет 33 года 26 дней.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.
Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 24 ноября 2021 года исковые требования Леоненковой М.В. удовлетворены частично. На ФССП России возложена обязанность включить в стаж службы в органах принудительного исполнения период замещения Леоненковой М.В. должностей судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава-исполнителя с 30 ноября 1987 года по 30 апреля 2020 года, выплачивать пенсию с учетом соответствующего районного коэффициента к назначенной пенсии с 4 сентября 2020 года. С ФССП России в пользу Леоненковой М.В. взысканы расходы на уплату госпошлины 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2022 года решение суда отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении требований Леоненковой М.В. На ФССП России возложена обязанность восстановить Леоненковой М.В. выплату пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента с 26 февраля 2021 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Леоненкова М.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ФССП России и УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу просит отменить апелляционное определение в части возложения обязанности по выплате пенсии с учетом районного коэффициента.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Ходатайство ФССП России об участии в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи, поступившее в суд кассационной инстанции накануне судебного заседания (3 августа 2022 года), отклонено в связи с отсутствием организационной возможности подготовки и проведения судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи в срок менее трех рабочих дней.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
С 1 января 2020 года Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (часть 1).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении
гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 3).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении) (часть 4).
Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Статьей 96 указанного Федерального закона N 328-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Положениями статьи 48 Закона РФ N 4468-1 определены условия применения коэффициентов к размерам пенсий, согласно которым пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (часть 1).
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2).
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5 (часть 3).
Аналогичные условия предусмотрены в п. 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
По смыслу действующего законодательства условием сохранения пенсионеру права на пенсию с применением соответствующего районного коэффициента является прохождение службы в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, то есть прохождение службы в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Леоненковой М.В, исходил из того, что истец 8 января 1998 года принята на должность судебного исполнителя, в дальнейшем длительное время работала на государственной гражданской службе в должностях судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава. 30 апреля 2020 года истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы, с 1 мая 2020 года принята на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава Ключевского и Быстринского районного отделения судебных приставов УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, присвоено звание майор внутренней службы. 4 сентября 2020 года истец уволена со службы с правом на пенсию по выслуге лет. Суд пришел к выводу о том, что в стаж службы истца в календарном исчислении при решении вопроса о применении районного коэффициента к назначенной пенсии подлежит включению все время работы истца на указанных должностях, то есть 32 года 8 месяцев 23 дня, в связи с чем пенсия истцу подлежит назначению с применением соответствующего районного коэффициента, который к тому же сохраняется при выезде пенсионера из районов Крайнего Севера.
Отменяя решение суда и принимая новое решение о частичном удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправильном применении судом первой инстанции требований закона, поскольку в органах принудительного исполнения истец служила с 1 мая по 4 сентября 2020 года (4 месяца 3 дня), что менее 15 календарных лет, и не дает оснований для сохранения коэффициента к пенсии при выезде пенсионера из районов Крайнего Севера. Судебная коллегия указала, что время работы истца на государственной гражданской службе в стаж службы в органах принудительного исполнения в целях сохранения коэффициента не засчитывается, в связи с чем отсутствуют основания для перерасчета истцу пенсии с применением районного коэффициента с 4 сентября 2020 года, так как на эту дату истец в Камчатском крае не проживала. Судебная коллегия исходила из того, что место проживания гражданина определяется по фактическим обстоятельствам, а не фактом регистрации, которая не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Поскольку материалами дела подтверждено, что с августа 2020 года и к моменту назначения пенсии Леоненкова М.В. находилась на территории Краснодарского края, а 20 января 2021 года вернулась и продолжает проживать в Камчатском крае, получает здесь корреспонденцию, является в заседания суда, то после 25 февраля 2021 года у ответчика отсутствуют основания для выплаты истцу пенсии без районного коэффициента.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Леоненкова М.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, не соглашаясь с выводами судебной коллегии о проживании ее на момент назначения пенсии в Краснодарском крае. Указывает, что ее нахождение с августа 2020 года по январь 2021 года в Крыму, а затем в Краснодарском крае связано с личными (семейными) обстоятельствами временного характера, при том, что ее постоянное место жительств оставалось в Камчатском крае.
Данные доводы как направленные на несогласие с установленными судом апелляционной инстанции фактическим обстоятельствами дела не могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, поскольку иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются (абз. 2 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Доводы кассационной жалобе Леоненковой М.В. о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о недопустимости включения государственной гражданской службы в стаж службы в органах принудительного исполнения на том основании, что у нее не имелось специального звания, тогда как у нее имелся классный чин федеральной государственной гражданской службы, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что государственная гражданская служба не подлежит включению в срок службы в органах принудительного исполнения при решении вопроса о сохранении районного коэффициента к пенсии при выезде пенсионера из районов Крайнего Севера, поскольку не засчитывается в указанный стаж как приравненная к военной службе.
В кассационной жалобе ФССП России и УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о фактическом проживании Леоненковой М.В. после 25 февраля 2021 года на территории Камчатского края, полагая, что этот вывод противоречит доказанным фактам вылета Леоненковой М.В. в тот же день авиарейсом Аэрофлота N 1731-SU из Петропавловска-Камчатского в Москву, а оттуда в то же день в Анапу. При этом с даты назначения пенсии 4 сентября 2020 года истец впервые прибыла в Петропавловск-Камчатский только 19 января 2021 года. По мнению заявителя, истец проживала и продолжает проживать в Краснодарском крае, в связи с чем не имеет пава на получение пенсии с применением районного коэффициента, установленного в Камчатском крае.
Данные доводы как направленные на несогласие с установленными судом апелляционной инстанции фактическим обстоятельствами дела не могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, поскольку иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются (абз. 2 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 38 марта 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Леоненковой М.В, ФССП России и УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.