Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Килярова М.Х. и Патланя В.А, при помощнике судьи Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой О.Ю. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г, которым удовлетворены требования прапорщика запаса Фарниева Артура Гамболовича о признании незаконными действий федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком учёта инвестиционного дохода на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Волковой А.В. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
в порядке исполнения вступившего в законную силу решения суда федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" произведён расчёт недополученного Фарниевым А.Г. дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с декабря 2008года по сентябрь 2016 года в размере 10000 руб, который учтен на его на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Фарниев А.Г. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" по непринятию мер по учёту доходов от инвестирования накоплений на именном накопительном счёте за период несвоевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с декабря 2008 года по сентябрь 2016 года в размере 918789 руб. 54 коп.
- обязать федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" истребовать установленным порядком, а Министерство обороны Российской Федерации перечислить в указанное учреждение для начисления на его именном накопительном счёте недополученный доход инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в указанном размере.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и анализируя положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что на основании вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2021 г. федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" 24 декабря 2021 г. произведен расчёт недополученного Фарниевым А.Г. дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с декабря 2008года по сентябрь 2016 года. Законодательство не предусматривает дополнительное начисление военнослужащим неполученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета.
По мнению автора жалобы, возложение судом на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанности по учёту на именном накопительном счёте административного истца как участника накопительно-ипотечной системы денежных средств в указанном размере является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащим, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, законом не предусмотрено, так как военнослужащим законодательно не гарантировано наличие инвестиционного дохода на их именных накопительных счётах ввиду того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с частями 1, 4-6 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счётах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счётах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно пункту 6 Правил формирования накоплений накопительно-ипотечной системы для жилищного обеспечения и учёта на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 расчёт накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр накопительно-ипотечной системы независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из пункта 7 этих же Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на именных накопительных счётах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счётах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Таким образом, при расчете накоплений для жилищного обеспечения учитывается, что их формирование на именном накопительном счете осуществляется нарастающим итогом за весь период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы с момента возникновения у него оснований для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
По делу установлено, что Фарниев А.Г. включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы 26 сентября 2016 г. с датой возникновения основания для включения в указанный реестр - 27 октября 2008 г. В связи с этим доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения административного истца начислялся и учитывался только с 4квартала 2016 г.
В 2021 году Фарниев А.Г. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с неначислением на его именном накопительном счёте инвестиционного дохода за период с декабря 2008 года по сентябрь 2016 года.
Вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2021 г. (дело N2а-50/2021) заявленные Фарниевым А.Г. требования удовлетворены и на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"" возложена обязанность произвести расчёт величины инвестиционного дохода, который подлежал зачислению за период с декабря 2008 г. по сентябрь 2016 г, истребовать данные денежные средства у Министерства обороны Российской Федерации и зачислить их на именной накопительный счёт административного истца.
Из содержания указанного решения суда усматривается, что по нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа Фарниев А.Г. несвоевременно включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы, что привело к начислению на его именной накопительный счёт накоплений для жилищного обеспечения без учёта дохода от их инвестирования за период с декабря 2008 г. по сентябрь 2015г.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
В порядке исполнения указанного решения суда федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" произведён расчёт дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения Фарниева А.Г. за период с декабря 2008 года по сентябрь 2016 года, который учтён на именном накопительном счёте административного истца в размере 10000 руб.
Не согласившись с произведенным федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" расчётом дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за указанный период, Фарниев А.Г. обратился в гарнизонный военный суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае необходимо сопоставить размер инвестиционного дохода, учтённого на именном накопительном счёте Фарниева А.Г. за спорный период, с размером инвестиционного дохода военнослужащего, включённого в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в одно время с административным истцом, в отношении которого подобных нарушений не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005г. N655 утверждены Правила раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно пунктам 3 - 7 названных Правил уполномоченный орган ежегодно осуществляет раскрытие информации о формировании и инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе размещая ее на сайте в сети Интернет. При этом уполномоченный орган несёт ответственность за полноту и достоверность раскрытия информации.
Исходя из приложения N7 к Правилам, уполномоченный орган представляет сведения об инвестиционном доходе, учтённом на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, не воспользовавшегося целевым жилищным займом и накоплениями, за весь период до отчетной даты, в зависимости от времени возникновения основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
В соответствии со сведениями, размещенными в общем доступе на официальном сайте федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" размер инвестиционного дохода участника накопительно-ипотечной системы, включённого в реестр в один период с административным истцом, на 1 января 2021 г. в среднем составляет 1628700руб. "данные изъяты"
Аналогичные сведения, подписанные представителем федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", содержатся в материалах дела (л.д.28-30).
Из справки федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 апреля 2022 г. видно, что инвестиционный доход за период с декабря 2008 г. по 7 октября 2020г. (дата закрытия именного накопительного счёта) административному истцу учтён в сумме 699 910руб. 46коп.
Таким образом, размер инвестиционного дохода, который не был учтён на именном накопительном счёте Фарниева А.Г. за период с декабря 2008 года по сентябрь 2016 года должен составлять по решению суда не менее 918789руб. 54коп. (за вычетом инвестиционного дохода в сумме 699 910руб. 46коп. и 10000 руб.).
На основании вышеизложенного, вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, по вине воинских должностных лиц и регистрирующего органа Фарниев А.Г. поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают аналогичными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не допущено.
Установив указанные выше обстоятельства дела, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав административного истца путём возложения на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанности учесть на его именном накопительном счёте доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за указанный период в размере 918 789руб. 54коп, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить в федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для зачисления на именной накопительный счёт Фарниева А.Г. недополученный доход инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в таком размере.
Учитывая, что сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N655 находятся в открытом доступе на официальном сайте федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", не направление таких сведений административным истцом в адрес Министерства обороны Российской Федерации, само по себе какие-либо процессуальные права военного ведомства не нарушает.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что суд не вправе самостоятельно произвести расчет дохода от инвестирования накоплений являются безосновательными.
Размер указанного дохода административного истца определен судом на основании официальных данных федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Поэтому, вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции в компетенцию указанного учреждения не вторгался.
Что же касается мнения автора жалобы об отсутствии правовых оснований для начисления в настоящее время на именном накопительном счёте административного истца инвестиционного дохода по причине того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу, то оно является необоснованным, поскольку причитающийся административному истцу по закону инвестиционный доход за период с декабря 2008 г. по сентябрь 2016 г. начислен на его именной накопительный счёт не был.
Следовательно, право административного истца на получение указанного инвестиционного дохода за период с декабря 2008 г. по сентябрь 2016 г. подлежит восстановлению.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Фарниева Артура Гамболовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи М.Х. Киляров
В.А. Патлань
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.