Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5047/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Отделения по Лазовскому району УФК по Приморскому краю - Пак А.И. - ведущий специалист-эксперт юридического отдела, дов.N 03-50/329 от 18.09.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Лазовскому району УФК по Приморскому краю на решение от 11.03.2009 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А51-14163/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лазовскому району Приморского края к Отделению по Лазовскому район) УФК по Приморскому краю о признании недействительными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 г.
Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ по Лазовскому району Приморского края (далее - ОПФ РФ по Лазовскому району) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по Лазовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - отделение), выразившегося в направлении уведомлений от 02.12.2008, от 05.12.2008 о возвращении заявлений о взыскании недоимки и об обязании Управления Федерального казначейства по Приморскому краю произвести взыскание с Управления образования администрации Лазовского муниципального района задолженности по страховым взносам в доход Пенсионного фонда РФ в соответствии с постановлениями N 12 пени в сумме 135,76 руб. N 74 пени в сумме 259,48 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Действия Отделения по Лазовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в направлении уведомлений от 02.12.2008, от 05.12.2008 о возвращении заявлений о взыскании недоимки с Управления образования Администрации Лазовского муниципального района по постановлению N 12 от 17.03.2008, по постановлению от 06.11.2008 N 74 признаны незаконными. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда в части удовлетворенных требований, Отделение по Лазовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в обжалуемой части отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суды не учли, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные листы и судебные приказы.
Представитель отделения в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ по Лазовскому району Приморского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя отделения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не установил.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения ОПФ РФ по Лазовскому району в арбитражный суд послужил факт возврата без исполнения органом казначейства постановлений N 12 от 17.03.2008, N 74 от 06.11.2008 о взыскании пени с Управления образования администрации Лазовского района в сумме 135,76 руб., в сумме 259,48 руб. соответственно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и правильно применив нормы пенсионного, бюджетного законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, пришел к обоснованном) выводу об отсутствии у Отделения УФК оснований для отказа от исполнения постановлений Пенсионного фонда, поскольку последним соблюден порядок их предъявления.
Доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельны в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от ик организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно пункту 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенном в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориалыюю органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
При разрешении спора судебными инстанциями установлен факт соблюдения Пенсионным фондом порядка предъявления постановлений N 12 от 17.03.2008, N 74 от 06.11.2008 к исполнению, а именно: направление соответствующих решений для исполнения судебному приставу-исполнителю, как то предусмотрено статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ, отсутствие у страхователя расчетных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительные документы Пенсионного фонда подлежат исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Обжалуемые судебные акты соответствую! нормам материального и процессуального) права, оснований для их отметил не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражной) процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А51-14163/2008 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенном в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориалыюю органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
При разрешении спора судебными инстанциями установлен факт соблюдения Пенсионным фондом порядка предъявления постановлений N 12 от 17.03.2008, N 74 от 06.11.2008 к исполнению, а именно: направление соответствующих решений для исполнения судебному приставу-исполнителю, как то предусмотрено статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ, отсутствие у страхователя расчетных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительные документы Пенсионного фонда подлежат исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2009 г. N Ф03-5047/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания