Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2009 г. N Ф03-5522/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: А.В.Юн, начальник судебно-арбитражной практики по доверенности от 06.10.2008 N 607, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 03.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А73-10273/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества Холдинговая компания "Якутуголь" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 1609663 руб. 59 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 г.
Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Якутуголь" (далее - ОАО ХК "Якутуголь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 1609663 руб. 59 коп., составляющих пени за просрочку доставки грузов по отправке по транспортной железнодорожной накладной N ЭП 504895 на 9 суток.
Решением арбитражного суда от 28.11.2008 исковые требования удовлетворены в размере 1000000 руб. с учетом применения статьи 333 ГК РФ. В остальной части иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2009 N ФОЗ-540/2009 решение суда от 28.11.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением арбитражного суда от 03.06.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 с ОАО "РЖД" в пользу ОАО ХК "Якутуголь" взысканы пени в размере 1000000 руб. с учетом снижения размера на основании статьи 333 ГК РФ, судебные издержки на оплату услуг представителя 20 000 руб. и расходы по оплате госпошлины 19157 руб. 35 коп.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение норм материального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, дав по ним пояснения.
ОАО ХК "Якутуголь", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по накладной N ЭП 504895 2.3.05.2008 ответчик принял от истца к перевозке уголь каменный в количестве 54 вагонов со сроком доставки 30.05.2008. Фактически вагоны доставлены и поданы для выгрузки грузополучателю в соответствии с памятками приемосдатчика NN 813705, 813709, 813713, 813715, 813737, 813725, 813723. Установив просрочку доставки груза в 9 суток, истец предъявил перевозчику претензию.
Ответчик претензию не признал, ссылаясь на задержку груза в пути следования: на станциях Озерная Падь и Новонежино по причине неприема станцией назначения из-за занятости фронтов выгрузки; отцепку вагона N 60187945 на станции Белогорск-2 для устранения технической неисправности, угрожающей безопасности движения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ.
В силу статьи 29 УЖТ РФ и пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.203 N 23 (далее - Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом) непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемия или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующие осуществлению перевозок, в том числе при задержке вагонов, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. При наличии указанных причин сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
Порядок оформления задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях и ее причинах устанавливается УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 45 (далее - Правил составления актов), Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с актами общей формы N 3852 от 25.05.2008, N 3911 от 26.05.2008, составленными на ст. Белогорск-2, отметки в накладной N ЭП 504895 и дорожной ведомости о составлении акта общей формы, вагон N 60187945 отцеплен на ст. Белогорск-2 для исправления технического брака (сдвиг буксы), что в силу пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, связанной с исправлением их технического состояния, влечет увеличение сроков доставки на 2 суток.
Судом установлено, что на основании дорожной ведомости N ЭП 604373, ведомости подачи и уборки вагонов N 906849, груз в вагоне N 60187945 прибыл на станцию назначения и подан под выгрузку без просрочки - 02.06.2008.
Судом также установлено, что ответчиком не представлены надлежащие доказательства уважительных причин задержки вагонов, с наличие которых закон связывает увеличение сроков доставки груза.
Доказательства неприема груза грузополучателем, оформленных в установленном законом порядке до издания приказов о бросании вагонов, в материалах дела также отсутствуют.
С учетом изложенного, суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза по вине перевозчика, проверив расчет пени, обоснованно удовлетворил требования истца в соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ. При этом суд счел возможным снизить размер взыскиваемой неустойки, применив положения статьи 333 ГК РФ до 1000000 руб.
Доводы жалобы ОАО "РЖД" являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют полномочия для переоценки выводов нижестоящих судов об установленных ими обстоятельствах дела.
Доводы жалобы о неправильном применении норм материального права не подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, судом не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А73-10273/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с актами общей формы N 3852 от 25.05.2008, N 3911 от 26.05.2008, составленными на ст. Белогорск-2, отметки в накладной N ЭП 504895 и дорожной ведомости о составлении акта общей формы, вагон N 60187945 отцеплен на ст. Белогорск-2 для исправления технического брака (сдвиг буксы), что в силу пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, связанной с исправлением их технического состояния, влечет увеличение сроков доставки на 2 суток.
...
Доказательства неприема груза грузополучателем, оформленных в установленном законом порядке до издания приказов о бросании вагонов, в материалах дела также отсутствуют.
С учетом изложенного, суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза по вине перевозчика, проверив расчет пени, обоснованно удовлетворил требования истца в соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ. При этом суд счел возможным снизить размер взыскиваемой неустойки, применив положения статьи 333 ГК РФ до 1000000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5522/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5522/2009
03.08.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3032/2009
03.06.2009 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10273/08
02.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-540/2009
02.03.2009 Постановление Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10273/08
28.11.2008 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10273/08