Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5925/09 по делу N А73-3546/2009
г. Хабаровск |
|
12 ноября 2009 г. |
Дело N А73-3546/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Бруева Д.В.
Судей: Брагиной Т.Г., Филимоновой Е.П.
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Татаринов Д.А., ведущий юрисконсульт, доверенность от 15.10.2009 N 852
от административного органа: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Федоренко И.С., начальник отдела контроля органов власти, доверенность от 05.10.2009 N 7/56/6
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 19.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009
по делу N А73-3546/2009 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестак Ж.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.
По заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2009 N 7 по делу об административном правонарушении
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, административный орган) от 17.03.2009 N 7 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.06.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009, заявленные требования удовлетворены, суды пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе антимонопольного органа, поддержанной его представителем, полагающего, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит их отменить.
В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на то, что изложенные в предписании действия, которые следует выполнить обществу, конкретизированы, характер этих действий не позволяет установить срок их исполнения. Вместе с тем, по мнению заявителя жалобы, срок выполнения предписания определен днем вступления его в силу.
ОАО "РЖД" согласно представленному отзыву и его представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.07.2007 в отношении ОАО "РЖД" как субъекта естественных монополий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртский УФАС России) возбуждено дело N 05-02/2007-40 по признакам нарушений пункта 3 части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившихся в несоблюдении порядка, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при проведении и определении победителей конкурсов NN 354, 357 при отборе финансовых организаций, оказывающих финансовые услуги по открытию и ведению банковских счетов и инкассации денежных средств.
По результатам рассмотрения дела Удмуртский УФАС России 27.03.2008 принято решение, которым ОАО "РЖД" о признан нарушившим указанные требования Закона N 135-ФЗ, в связи с чем обществу выдано предписание от 27.03.2008 N 05-02/2007-40 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также о недопущении действий, которые могут явиться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ее ограничению, устранению и нарушению антимонопольного законодательства, в том числе, ОАО "РЖД" предписано не допускать пролонгации договоров, заключенных с кредитными организациями на получение финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, по результатам конкурса N 354, в том числе, заключение дополнительных соглашений и совершение иных действий.
Федеральной антимонопольной службой в адрес территориальных органов направлено поручение от 03.07.2008 N ПС/18252 о проведении проверки филиалов и структурных ОАО "РЖД".
В ходе исполнения поручения УФАС по Хабаровскому краю проведена проверка Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на предмет соблюдения требований статей 17, 18 Закона N 135-ФЗ, в ходе которой установлен факт заключения ОАО "РЖД" с ОАО "ТрансКредитБанк" договора банковского счета в валюте Российской Федерации от 01.07.2008 N 3002/7 (протокол конкурса N 354 от 18.04.2007 N 3), что, по мнению административного органа, является нарушением ограничений, установленных указанным предписанием от 27.03.2008 N 05-02/2007-40. Материалы проверки направлены в Удмуртский У ФАС России.
Удмуртский УФАС России на основании представленных материалов проверки составил протокол от 16.01.2009 N 05-04/2008-43А по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определением Удмуртского УФАС России от 30.01.2009 протокол по делу об административном правонарушении N 05-04/2008-43А и другие материалы переданы по подведомственности в УФАС по Хабаровскому краю, которым по результатам рассмотрения дела вынесено постановление от 17.03.2009 N 7 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23, статьей 36 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные законом обязательные для исполнения в установленный срок соответствующие предписания.
Как следует из части 1, 2 статьи 51 Закона N 135-ФЗ, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за использованием выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения (часть 4 указанной статьи).
В силу части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судами пункт 3 предписания Удмуртского УФАС России от 27.03.2008 N 05-02/2007-40 не содержит указаний о прекращении конкретного нарушения, допущенного ОАО "РЖД" в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, в нем отсутствует срок, в течение которого ОАО "РЖД" предписано совершить конкретные действия, в связи с чем антимонопольный орган не вправе был требовать от общества его выполнения.
Кроме того, указанным предписанием антимонопольный орган фактически признал конкурс недействительным и вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно части 6 статьи 20 Закона N 94-ФЗ, пункта 5 статьи 1057, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс может быть признан недействительным только судом по иску заинтересованного лица.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отсутствие события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А73-.3546/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.В. Бруев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами пункт 3 предписания Удмуртского УФАС России от 27.03.2008 N 05-02/2007-40 не содержит указаний о прекращении конкретного нарушения, допущенного ОАО "РЖД" в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, в нем отсутствует срок, в течение которого ОАО "РЖД" предписано совершить конкретные действия, в связи с чем антимонопольный орган не вправе был требовать от общества его выполнения.
Кроме того, указанным предписанием антимонопольный орган фактически признал конкурс недействительным и вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно части 6 статьи 20 Закона N 94-ФЗ, пункта 5 статьи 1057, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс может быть признан недействительным только судом по иску заинтересованного лица.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отсутствие события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5925/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании