Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2009 г. N Ф03-6152/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска - Санина CO., представитель по доверенности N 04/02 от 11.01.2009; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А73-12234/2008 Арбитражного суда Хабаровского края. по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Д" к инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом", о признании незаконными действий по взысканию денежных средств в общей сумме 708101 руб. 71 коп., об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска возвратить денежные средства в указанной сумме.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Д" (далее - предприятие, ФГУП "Д") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом", о признании незаконными действий по взысканию денежных средств в общей сумме 708101 руб. 71 коп., об обязании возвратить денежные средства в указанной сумме. Кроме того, в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов, заявитель просил обязать налоговый орган уменьшить в карточке "расчеты с бюджетом" задолженность по налогам и пеням.
Решением суда от 13.02.2009, с учетом определения от 16.02.2009, заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия инспекции по взысканию денежных средств в размере 510781 руб. 62 коп., на налоговый орган возложена обязанность возвратить предприятию денежные средства в указанной сумме. В удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом" и об обязании инспекции уменьшить в карточке "расчеты с бюджетом" задолженность по налогам и пеням судом отказано со ссылкой на положения статьи 59 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11.05.2005 N 16507/04.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 решение суда оставлено без изменения, при этом апелляционный суд указал на необоснованность довода предприятия о незаконности бездействия инспекции, выразившегося в непроведении предусмотренной Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ проводки по карточке "расчеты с бюджетом", поскольку данное требование не было заявлено в суде первой инстанции и не являлось предметом рассмотрения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.06.2009 года постановление апелляционного суда отменено в связи с неисследованностью доказательств по делу, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 решение суда в обжалуемой части изменено: признано незаконным бездействие инспекции, выразившегося в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом".
Дополнительным постановлением от 01.10.2009 суд апелляционной инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
Не согласившись частично с постановлением апелляционного суда от 30.07.2009, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит его отменить и отказать в удовлетворении требований по эпизоду признания незаконным бездействий инспекции по непроведению операций в карточке "расчеты с бюджетом".
В судебном заседании представитель инспекции уточнила заявленные требования: просит в порядке кассационного производства рассмотреть и отменить постановление от 01.10.2009, так как оба постановления взаимосвязаны, а второе вытекает из первого.
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что карточка "расчеты с бюджетом" является внутренним документом инспекции, и сама по себе не может нарушать права и законные интересы предприятия.
ФГУП "Д" отзыв на кассационную жалобу не представило, в судебном разбирательстве по делу участия не принимало.
Изучим материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а постановление суда апелляционной инстанции - отмене в обжалуемой части, с оставлением в силе решение суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговый орган, установив, что по лицевому счету предприятия имеется недоимка по налогам и задолженность по пеням, произвел взыскание пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 422626 руб. 47 коп., по единому социальному налогу в сумме 134907 руб. 47 коп., пене по налогу на прибыль в сумме 96 руб. 43 коп., пеней по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 163 руб. 53 коп., пеней по налогу с продаж в сумме 146 руб. 91 коп., пеней по недропользованию в сумме 160 руб. 44 коп., пеней по прочим налогам и сборам в сумме 16 коп.
Несогласие с действиями (бездействием) налогового органа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции квалифицировал требование предприятия об обязании провести соответствующие проводки в карточке "расчеты с бюджетом" как требование о списании безнадежной задолженности и в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказал.
Повторно рассматривая дело, после направления его на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции, с учетом дополнительного постановления от 01.10.2009, удовлетворил заявленные предприятием требования, изменив решения суда в данной части и признав незаконным бездействия инспекции, выразившееся в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом", и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения.
В настоящее время в споре находится только указанные выше эпизоды.
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, судом апелляционной инстанции нарушены требования материального права, регулирующие данные правонарушения, а вывод суда противоречит единообразию судебной практики, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального, или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ)
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а так же нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у инспекции, действующей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление предприятия об исключении из карточки "расчеты с бюджетом" налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Судебные акты в части понуждения инспекции исключить налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням являются ошибочными. Карточки "расчеты с бюджетом", которую ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Приказ Федеральной налоговой службы России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, при разрешении спора по настоящему делу судом допущено ошибочное применение законодательства Российской Федерации о налогах, в связи с чем отсутствовали правовые основания для изменения в данной части решения суда первой инстанции.
При этом судом не учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанная им в постановлении Президиума от 11.05.2005 N 16507/04, и поддержанная в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2009 и 06.07.2009.
Действия (бездействия) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в карточках "расчеты с бюджетом" налогоплательщика по конкретным налогам, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть оспорены им в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 30.07.2009, с учетом дополнительного постановления от 01.10.2009, подлежат отмене с оставлением в данной части в силе решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.02.2009.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009, дополнительное постановление от 01.10.2009 по делу N А73-12234/2008 Арбитражного суда Хабаровского края в части признания незаконным бездействие ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, выразившееся в уклонении от проведения операций по карточке "расчеты с бюджетом", обязания ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска устранить данные нарушения отменить, в данной части оставить в силе решение суда от 13.02.2009 по отказу в удовлетворении требований ФГУП "Д".
В остальном принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные акты в части понуждения инспекции исключить налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням являются ошибочными. Карточки "расчеты с бюджетом", которую ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Приказ Федеральной налоговой службы России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, при разрешении спора по настоящему делу судом допущено ошибочное применение законодательства Российской Федерации о налогах, в связи с чем отсутствовали правовые основания для изменения в данной части решения суда первой инстанции.
При этом судом не учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанная им в постановлении Президиума от 11.05.2005 N 16507/04, и поддержанная в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2009 и 06.07.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2009 г. N Ф03-6152/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании