Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 ноября 2009 г. N Ф03-5993/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: заместителя прокурора Хабаровского края Иванова Н.С., прокурор отдела, удостоверение ТО N 078746, от администрации города Хабаровска - Клименко Е.М., представитель доверенность от 11.01.2009 N 1.1-55-8, Сажко Т.И., консультант отдела правовой экспертизы, доверенность от 11.01.2009 N 1.1-55-14, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Хабаровского края на решение от 01.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-4833/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению заместителя прокурора Хабаровского края о признании незаконными действий администрации города Хабаровска по привлечению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Дорремстрой", муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Дорожник", общества с ограниченной ответственностью "Капитель", муниципального унитарного предприятия города "Архитектура и дизайн города" к выполнению работ и услуг для муниципальных нужд до проведения аукциона, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Дорремстрой", муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Дорожник", общество с ограниченной ответственностью "Капитель", муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Архитектура и дизайн города", Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 12.11.2009.
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий администрации города Хабаровска (далее - администрация г. Хабаровска) по привлечению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Дорремстрой" (далее - МУП г. Хабаровска "Дорремстрой"), муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Дорожник" (далее - МУП г. Хабаровска "Дорожник"), общества с ограниченной ответственностью "Капитель" (далее - ООО "Капитель"), муниципального унитарного предприятия города "Архитектура и дизайн города" (далее - МУП г. Хабаровска "Архитектура и дизайн города") к выполнению работ и услуг для муниципальных нужд до проведения аукциона.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП г. Хабаровска "Дорремстрой", МУП г. Хабаровска "Дорожник", ООО "Капитель", МУП г. Хабаровска "Архитектура и дизайн города", Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровский УФАС России).
Решением суда от 01.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009, в удовлетворении заявления прокурора отказано в связи с пропуском срока на подачу заявления, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе прокурора, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное определение судами момента, когда прокурор Хабаровского края узнал о нарушении прав хозяйствующих субъектов, в защиту чьих интересов подано заявление в суд. При этом прокурор указывает на то, что срок предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ не пропущен.
В судебном заседании представитель прокурора доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители администрации города Хабаровска в судебном заседании кассационной инстанции просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали, отзывы не представили.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.10.2008 администрацией г. Хабаровска опубликована информация об аукционе на выполнение работ по разработке рабочих проектов и ремонту объектов благоустройства по 6 лотам.
На участие в аукционе поданы заявки МУП г.Хабаровска "Архитектура и дизайн города" - по трем лотам на разработку рабочих проектов, МУП г.Хабаровска "Дорожник", МУП г.Хабаровска "Дорремстрой" и ООО "Капитель" - по лотам на производство строительно-монтажных работ по трем объектам: "Сквер дружбы народного правительства г.Дзямусы и администрации г. Хабаровска", "Сквер дружбы городов Суйфеньхе и Хабаровска" и "Реконструкция памятника пограничникам Дальнего Востока в г. Хабаровске".
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 30.10.2008 N 44/31.1 аукцион признан несостоявшимся, поскольку на каждый лот была подана только одна заявка, муниципальные контракты заключены с лицами, подавшими заявки, по цене, указанной в конкурсной документации.
Посчитав, что фактически муниципальный заказ был размещен ранее объявления аукциона и заключение муниципальных контрактов с единственными участниками размещения муниципального заказа по максимальной цене нарушает права муниципального образования "город Хабаровск", заместитель прокурора Хабаровского края обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Хабаровска по привлечению МУП г. Хабаровска "Архитектура и дизайн города" - по трем лотам на разработку рабочих проектов, МУП г. Хабаровска "Дорожник", МУП г. Хабаровска "Дорремстрой" и ООО "Капитель" к выполнению работ и услуг для муниципальных нужд до проведения аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу статьи 52 АПК РФ с таким заявлением в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться, в частности, прокурор субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку согласно части 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, соблюдение срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является для него обязательным.
Учитывая, что предметом спора является защита прав и интересов неопределенного круга лиц муниципального образования "город Хабаровск", исчисление процессуального срока, предусмотренного указанной нормой, должно производиться с момента когда о нарушении оспариваемыми действиями прав и интересов указанного круга лиц стало известно прокурору.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законом, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2003 N 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" работа по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражных судах должна строиться в тесном взаимодействии подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур. Прокурорам городов, районов во всех необходимых случаях при выявлении правонарушений в сфере экономики инициировать обращения в арбитражные суды (сбор материалов и подготовка проектов исковых заявлений (заявлений)).
Как установлено судами прокурору города Хабаровска о факте объявления аукциона, признания его не состоявшимся и заключения муниципальных контрактов с единственными участниками стало известно 01.11.2008 из письма Управления по борьбе с экономическими преступлениями Управления внутренних дел по Хабаровскому краю от 31.10.2008 N 4/4509 и по результатам прокурорской проверки, которая завершилась направлением мэру города Хабаровска представления от 19.12.2008 N 11-5-08 о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Между тем, в суд прокурор обратился лишь 20.04.2009, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, мотивированное ходатайство о восстановлении по уважительным причинам срока на подачу заявления не заявлено, в связи с чем судами обоснованно отказано прокурору в удовлетворении его заявления со ссылкой на пропуск данного срока, как самостоятельного основания для такого отказа.
Доводы заявителя о том, что рассматриваемый процессуальный срок следует исчислять с момента окончания прокурором соответствующей проверки, основан на неправильном толковании указанной нормы права. Иное толкование начала срока делает его неопределенным, зависящим от усмотрения прокурора, что не соответствует смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ.
По существу доводы жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая, основанная на положениях статьи 71 АПК РФ, правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-4833/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законом, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2003 N 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" работа по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражных судах должна строиться в тесном взаимодействии подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур. Прокурорам городов, районов во всех необходимых случаях при выявлении правонарушений в сфере экономики инициировать обращения в арбитражные суды (сбор материалов и подготовка проектов исковых заявлений (заявлений))."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2009 г. N Ф03-5993/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании