Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2009 г. N Ф03-5904/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от ОАО "НМТП" Ковбаса В.В. - юрисконсульт, доверенность от 01.02.2009 б/н, от ОАО "Российские железные дороги": Лавренчук О.Ф. - юрисконсульт, доверенность от 15.10.2009 N 854, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 03.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009, по делу N А73-2766/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 36000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании штрафа в сумме 36000 руб. за использование путей необщего пользования без согласия их владельца согласно ст. 63 УЖТ РФ.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2009 в порядке ст. 130 АПК РФ в одно производство объединено вышеназванное дело - N А73-2766/2009, а также дело - N А73-2767/2009 по иску ОАО "НМТП" к ОАО "РЖД" о взыскании аналогичного штрафа в сумме 21000 руб., делу присвоен номер N А73-2766/2009.
Решением от 03.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 решение изменено, иск удовлетворен в части взыскания штрафа в сумме 36000 руб.
На состоявшиеся судебные акты поданы кассационные жалобы от: ОАО "РЖД", ОАО "НМТП".
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" не согласно с применением к возникшим отношениям правил ст. 63 УЖТ РФ, полагая, что в данном случае имела место задержка уборки вагонов с мест выгрузки, при наличии которой установлена ответственность согласно ст. 100 УЖТ РФ; с выводом о применении ответственности в отношении вагонов, принадлежащих дороге, как несоответствующим ст. 63 УЖТ РФ.
В кассационной жалобе ОАО "НМТП" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ответственность может быть применена только в отношении порожних вагонов, принадлежащих перевозчику, как противоречащим ст. 63 УЖТ РФ, в которой ответственность перевозчика не ставится в зависимость от принадлежности вагонов.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД", ОАО "НМТП" поддержали доводы, изложенные в соответствующих кассационных жалобах, выразили мнения по ним.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить решение, постановление в соответствии с п.З ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между владельцем пути необщего пользования - ОАО "НМТП" и перевозчиком - ОАО "РЖД" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станциям Находка, Мыс Астафьева. Договором сторонами согласованы, в том числе условия по подаче, уборке вагонов; установлен срок на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки, в том числе по ст. Находка - 5,5 часов, по ст. Мыс Астафьева - 4,5 часа.
В рамках названного договора перевозчиком по ст. Мыс Астафьева 04.03.2008 - 05.03.2008 осуществлена подача с расстановкой на места выгрузки 12 вагонов за NN 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60176922, 60370731, 60625910, 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367; уборка вагонов произведена 06.03.2008, что подтверждено памятками приемосдатчика, уведомлениями о завершении грузовой операции, ведомостями подачи и уборки вагонов NN 900578, 900582.
Владелец пути необщего пользования - ОАО "НМТП", ссылаясь на то, что фактически задержка уборки вагонов связана с использованием перевозчиком пути необщего пользования без его согласия на все время задержки, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа согласно ст. 63 УЖТ РФ.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что спорные вагоны согласно железнодорожным накладным прибыли в адрес истца, он же владелец пути возможным применить ответственность согласно ст. 63 УЖТ РФ только в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику.
Между тем выводы судов сделаны без учета следующего.
Так, спор возник в отношении порожних вагонов, простаивающих на путях необщего пользования по ст. Мыс Астафьева, сверх установленного договором на эксплуатацию путей необщего пользования времени на их уборку, наличия документов о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Установлено, что вышеназванные вагоны с грузом согласно железнодорожным накладным прибыли в адрес грузополучателя - ОАО "НМТП" и поданы дорогой под выгрузку на его же пути необщего пользования по ст. Мыс Астафьева.
В ведомостях подачи и уборки вагонов за NN 900578, 900582 отражены: время подачи вагонов под выгрузку, время завершения грузовой операции; указано на принадлежность вагонов, в том числе вагоны NN 62690607, 63203772, 63628143, 60625910, 65828329, 60176922, 60370731 - принадлежащие перевозчику, вагоны NN 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 - арендованные. Аналогичные сведения отражены в памятках приемосдатчика: NN 805983, 805984, 805981, 805982, 806001, 806002, 806047, 806048.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций вопрос участия в перевозочном процессе вагонов, принадлежащих перевозчику и арендованных, не выяснили, а именно не выяснено кем привлекались для перевозки груза указанные вагоны: перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем, и по чьим документам осуществляется возврат порожних вагонов. Исследование данного вопроса связано с установлением обстоятельств нахождения порожних вагонов на путях необщего пользования как связанных с перевозочным процессом, так и не связанных с таковым, без выяснения которых невозможно дать правильной правовой квалификации спору по уборке порожних вагонов, поскольку возврат порожних вагонов под новую загрузку является элементом комплекса перевозочного процесса.
Понятие перевозочного процесса закреплено в абз. 8 п. 1 ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и составляет совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок, в том числе груза железнодорожным транспортом.
В этой связи решение, постановление подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить отмеченное, исследовать порядок принятия дорогой порожних вагонов, а именно возможность их принятия от грузополучателя без соответствующих документов, их последующее самостоятельное оформление их перевозчиком.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.06.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по делу N А73-2766/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе ОАО "НМТП" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ответственность может быть применена только в отношении порожних вагонов, принадлежащих перевозчику, как противоречащим ст. 63 УЖТ РФ, в которой ответственность перевозчика не ставится в зависимость от принадлежности вагонов.
...
Владелец пути необщего пользования - ОАО "НМТП", ссылаясь на то, что фактически задержка уборки вагонов связана с использованием перевозчиком пути необщего пользования без его согласия на все время задержки, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа согласно ст. 63 УЖТ РФ.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что спорные вагоны согласно железнодорожным накладным прибыли в адрес истца, он же владелец пути возможным применить ответственность согласно ст. 63 УЖТ РФ только в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику.
...
Понятие перевозочного процесса закреплено в абз. 8 п. 1 ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и составляет совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок, в том числе груза железнодорожным транспортом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2009 г. N Ф03-5904/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании