г. Хабаровск |
|
11 августа 2009 г. |
N 06АП-3153/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.,
судей Головниной Е.Н., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ковбаса В.В., представитель, доверенность от 01.02.2009 б/н;
от ответчика: Кузина А.Е., представитель, доверенность от 03.10.2008 N 610
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
на решение от 03 июня 2009 года
Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-2766/2009
принятое судьей Букиной Е.А.,
по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа за использование путей необщего пользования.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с исками о взыскании штрафа за использование ответчиком пути необщего пользования, без согласия ОАО "НМТП" по ведомости N 900578 в размере 36 000 руб. (дело N А73-2766/2009) и по ведомости N 900582 в размере 21 000 руб. (дело N А73-2767/2009).
Определением суда от 27.05.2009 дела объединены в одно производство, делу присвоен N А73-2766/2009.
Решением суда от 0.06.2009 в иске отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "НМТП" просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца. Ссылается на то, что согласия собственника на использование путей в установленном законом порядке перевозчиком не получено. Заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути не содержит положений о порядке использования пути для временного размещения вагонов; в этом договоре установлен технологический срок на уборку вагонов, по истечении которого использование пути происходит без согласия собственника. Полагает возможным применение ответственности перевозчика наряду с защитой прав собственника. Считает необходимым при разрешении спора руководствоваться положениями статей 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), а также статями 6, 304 ГК РФ.
В представленном отзыве ОАО "РЖД" отклонило доводы жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что вагоны простаивали на пути ОАО "НМТП" из-за занятости путей станции Мыс Астафьева. Ответчик не согласен с расчетом исковых требований в части десятикратного увеличения суммы штрафа. Настаивает на том, что в данном случае не доказан факт самовольного использования путей необщего пользования, поскольку вагоны прибыли в адрес истца и поданы на его путь в соответствии с условиями договора под грузовые операции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "НМТП" привел доводы в поддержку апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив законность обжалуемого решения, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "НМТП" (владелец) в 2005 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "НМТП" по станциям Находка и Мыс Астафьева (далее - Договор).
Пунктом 9 договора установлено, что о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением. Выгрузка вагонов считается законченной с момента готовности к уборке с мест выгрузки всей одновременно поданной партии вагонов по каждому пути и приема перевозчиком письменного уведомления.
В пункте 10 договора установлен срок на уборку вагонов с мест выгрузки: станция Находка - 5,5 часов; станция Мыс Астафьева - 4,5 часа.
В рамках исполнения названного договора на станции Мыс Астафьева на пути необщего пользования владельца ответчиком осуществлена подача, расстановка на места выгрузки и уборка семи вагонов по ведомости N 900578 (памятки приемосдатчика 805984, 805982, 806002), номера вагонов: 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 и пяти вагонов по ведомости N 900582 (памятка приемосдатчика 806048), номера вагонов: 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367.
ОАО "НМТП" направило в адрес ОАО "РЖД" претензии от 04.04.2008 N ПР-268/08 и N ПР-267/08, в которых, ссылаясь на превышение установленного договором нормативного срока уборки вагона, а в этой связи на использование пути необщего пользования без согласия владельца, предложило оплатить штраф, начисленный в соответствии со статьями 63, 99, 100 Устава - равном десятикратному размеру штрафа в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона, что согласно представленным расчетам составило 36 000 руб. и 21 000 руб. соответственно.
Неисполнение ответчиком претензий явилось основанием для обращения ОАО "НМТП" в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Согласно статье 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Нормы статьи 99 Устава предусматривают ответственность за использование вагонов без согласия владельцев в виде уплаты в десятикратном размере штрафов, установленных статьями 100 (для вагонов) и 101 (для контейнеров) настоящего Устава.
В свою очередь статья 100 Устава устанавливает взыскание с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона штрафа - 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 900578 установлено, что вагоны NN 62690607, 63203772, 63628143 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 11-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 05.03.2009 в 00-00 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час.
Время задержки уборки вагонов, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило - 23 часа.
Вагон N 65828329 подан на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 11-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 04.03.2009 в 14-00 час. При этом уборка вагона осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час.
Время задержки уборки вагона, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило - 33 часа.
Вагоны N N 60370731, 60176922, 60625910 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 14-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 04.03.2009 в 20-30 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час.
Время задержки уборки вагонов, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило - 26 часов.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 900582 установлено, что вагоны NN 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 05.03.2009 в 01-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 05.03.2009 в 02-30 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 04-00 час.
Время задержки уборки вагона, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило - 21 час.
Указанное следует из памяток приемосдатчика, уведомлений и не отрицается участниками спора.
В договоре отсутствует условие о возможности нахождения вагонов на путях владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки. В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что после истечения установленного Договором времени на уборку вагона имело место использование пути необщего пользования без согласия его владельца.
Относительно вопроса о возможности возложения ответственности за такое пользование на перевозчика судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Вагоны N N 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 принадлежит ответчику (ЖДА - железнодорожная администрация). Данная информация подтверждается материалами дела, а именно: ведомостью подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика.
Вагоны N N 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 перевозчику не принадлежат, поскольку являются собственностью третьих лиц. Данная информация отражена в ведомости подачи и уборки вагонов, памятках приемосдатчика и не отрицается сторонами.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1.5 Правил эксплуатации и полномерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ (указание МПС РФ от 16.08.2001 N 163у), порожние собственные грузовые вагоны после выгрузки направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
Поскольку вагоны N N 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 принадлежат ответчику, то в соответствии с пунктом 1.5 вышеназванных Правил его обязанностью являлось своевременное осуществление действий относительно уборки порожних вагонов с путей необщего пользования, принадлежащих истцу. То есть нахождение указанных вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки зависело от ОАО "РЖД".
Таким образом, установлены основания для возложения предусмотренной статьей 63 Устава ответственности на ответчика.
Размер штрафа рассчитан истцом в соответствии с требованиями статей 99 и 100 Устава. Расчет проверен апелляционным судом и признан правильным. При этом апелляционный суд не установил несоразмерности начисленного штрафа последствиям неисполнения обязательства, что исключает возможность его уменьшения по правилам статьи 333 ГК РФ.
Между тем, вагоны N N 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 не принадлежат ответчику, при этом в деле отсутствуют доказательства того, что в соответствии с п.1.5 вышеназванных Правил собственником вагона, арендатором, грузополучателем своевременно даны указания относительно направления порожних вагонов, то нахождение этих вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки не зависело от ОАО "РЖД". Поэтому отсутствуют основания для возложения предусмотренной статьей 63 Устава ответственности на ответчика.
При установленных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части. Решение следует изменить.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску (1 440 руб.) и по апелляционной жалобе (631 руб. 58 коп.) по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика, с учетом фактического перечисления указанных сумм истцом при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 июня 2009 года по делу N А73-2766/2009 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" 36 000 рублей штрафа и 1 440 рублей государственной пошлины по иску, 631 руб. 58 коп. - государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2766/2009
Истец: открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО РЖД - ДВЖД, ОАО РЖД