Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5730/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия "Акрос" - Каримова Ю.Г., юрисконсульт, доверенность от 12.01.2009 N 02/08, от административного органа: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае - Агаронян Е.Г., начальник отдела валютного контроля, доверенность от 15.01.2009 N 6, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае на решение от 26.08.2009 по делу N А24-2852/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия "Акрос" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 30-1-09/177.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 г.
В судебном заседании кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 05.11.2009.
Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие "Акрос" (далее - ЗАО РП "Акрос", заявитель, общество, резидент) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 30-1-09/177 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - теруправление Росфиннадзора, административный орган, орган валютного контроля) о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.08.2009 заявление общества удовлетворено в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, а также нарушением административным органом положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе теруправления Росфиннадзора, поддержанного его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит его отменить. Заявитель жалобы, ссылаясь на положения пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), считает, что судом не было установлено, когда был получен обществом дисбурсментский счет от 28.10.2008 N 120795. Поскольку условиями договора не предусмотрено подписание подтверждающих документов обеими сторонами, то датой оформления дисбурсментских счетов является дата их составления. Кроме того, административный орган не согласен с выводами суда о нарушении при вынесении оспариваемого постановления положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение имеет один состав, одну объективную сторону и совершено в рамках одного срока предоставления справки о подтверждающих документах.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции просят оставить судебный акт без изменения, как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащий изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО РП "Акрос" 01.09.2008 заключило общее агентское соглашение с нерезидентом компанией "Sanko Progress Mabis Corporation" (Япония) (агент) для обеспечения максимально эффективной обработки судов в порту, своевременного получения необходимых документов по запросу руководства порта и других юридических лиц, выполнения надлежащим образом погрузки-разгрузки судов владельца, оказания других необходимых услуг.
Согласно пункту 2 раздела "Платежи" указанного соглашения перечень оказанных компанией услуг и понесенных в связи с их выполнением расходов, а так же агентское вознаграждение указываются в дисбурсментских счетах агента.
Общество на основании указанного соглашения 29.10.2008 в уполномоченном банке оформило паспорт сделки (далее - ПС) N 08100027/0545/0000/4/0.
За услуги по указанному соглашению на суммы 326107 и 305915 японских йен, оформлены дисбурсментские счета от 28.10.2008 N 120792 и от 31.10.2008 N 120795, которые с перечнем и стоимостью оказанных компанией услуг по указанному соглашению получены обществом капитанской почтой 20.11.2008.
Справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по указанному внешнеторговому контракту в уполномоченный банк представлена обществом 21.11.2008 вместе с дисбурсментским счетом от 31.10.2008 N 120795. Справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по дисбурсментскому счету от 28.10.2008 N 120792 в уполномоченный банк обществом не представлена.
Посчитав, что обществом представлены документы с нарушением срока, установленного пунктами 2.2, 2.4 Положения N 258-П, а также того, что справка о подтверждающих документах, оформленная на дисбурсментский счет N 120792 представлена не была, административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 N 30-1-09/177 и вынесено постановление от 2.5.06.2009 N 30-1-09/177 о назначении обществу административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Общество не согласилось с названным постановлением органа валютного контроля и оспорило его в арбитражный суд.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее -Федеральный закон N 173-ФЗ) различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, обязанность представления которых закреплена пунктом 1 частью 2 статьи 24 названного Федерального закона N 173-ФЗ.
Указанный порядок установлен инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее -инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
В силу пункта 1 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, требования о представлении которой в уполномоченный банк установлены инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) (пункт 2.2 Положения N 258-П).
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У пункт 2.4 Положения N 258-П изложен в редакции, согласно которой резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие (в случае выполнения работ, оказания услуг) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях -дата составления подтверждающего документа. Данная редакция вступила в силу с 28.10.2008.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению N 258-П в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14). Коду 04 отвечает "документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг".
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата получения обществом оригиналов всех документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их стоимость. В связи с чем довод теруправления Росфиннадзора о том, что резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с момента их оформления обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку дисбурсментские счета с перечнем и стоимостью оказанных агентом услуг, получены обществом капитанской почтой 20.11.2008, что подтверждается журналом входящей корреспонденции.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что именно с момента получения представленного дисбурсментского счета от 31.10.2008 N 120795 с перечнем и стоимостью оказанных услуг и документов, подтверждающих расходы агента, они могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг и точную их стоимость.
Поскольку справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по указанному внешнеторговому контракту в уполномоченный банк представлена обществом 21.11.2008 вместе с дисбурсментским счетом от 31.10.2008 N 120795, срок, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, обществом не нарушен, следовательно, в действиях заявителя отсутствует событие вмененного ему правонарушения. Доказательств иного административный орган в порядке части 4 статьи 210 АПК РФ не представил.
Отсутствие события административного правонарушения является в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, поскольку справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по дисбурсментскому счету от 28.10.2008 N 120792 в уполномоченный банк обществом не представлена, следовательно, в действиях ЗАО РП "Акрос" имеется административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. В связи с чем орган валютного контроля правомерно привлек заявителя к административной ответственности по указанной норме.
Поскольку обществу назначено наказание в пределах санкции, установленной данной нормой, ссылки суда на нарушение административным органом положений части 1 статьи 4.1 КоАП, основаны на неправильном применении норм материального права.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.08.2009 по делу N А24-2852/2009 Арбитражного суда Камчатского края изменить, исключить из мотивировочной части вывод суда о незаконности постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 25.06.2009 N 30-1-09/177 о назначении административного наказания по факту непредставления закрытым акционерным обществом рыболовецким предприятием "Акрос" в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по дисбурсментскому счету от 28.10.2008 N 120792.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению N 258-П в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14). Коду 04 отвечает "документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг".
...
Отсутствие события административного правонарушения является в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, поскольку справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по дисбурсментскому счету от 28.10.2008 N 120792 в уполномоченный банк обществом не представлена, следовательно, в действиях ЗАО РП "Акрос" имеется административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. В связи с чем орган валютного контроля правомерно привлек заявителя к административной ответственности по указанной норме.
Поскольку обществу назначено наказание в пределах санкции, установленной данной нормой, ссылки суда на нарушение административным органом положений части 1 статьи 4.1 КоАП, основаны на неправильном применении норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5730/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании