Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6375/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Отделения по г.Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю - Фаузель О.Э. - заместитель начальника юридического отдела, доверенность N 20-01-14.01/4 от 10.11.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю на решение от 20.05.2009 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу N А51-1854/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Лесозаводску Приморского края к Отделению по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю, Управлению образования администрации Лесозаводского ГО о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов и об обязании принять постановления от 28.10.2008 N 297, от 18.12.2008 N 442 к исполнению.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лесозаводску Приморского края (далее - Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - отделение казначейства), Управлению образования администрации Лесозаводского городского округа (далее - управление образования), выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановления о взыскании с управления образования недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.10.2008 N 297, постановления от 18.12.2008 N 442, а также об обязании принять данные исполнительные документы к производству.
Решением суда от 20.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 0.3.09.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Обе судебные инстанции, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31), положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), признали незаконными действия казначейства по возврату постановлений Управления ПФР без исполнения.
В кассационной жалобе отделение казначейства просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на положения статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статей 166.1, 239, 242.3 БК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе".
В судебном заседании представитель отделения казначейства доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лесозаводску Приморского края, Управление образования администрации Лесозаводского городского округа надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав в судебном заседании пояснения представителя отделения казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения ОПФ РФ по г. Лесозаводску Приморского края в арбитражный суд послужил факт возврата без исполнения органом казначейства постановлений N 297 от 28.10.2008, N 442 от 18.12.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с управления образования администрации Лесозаводского городского округа в суммах 45111,1 руб. и 47,88 руб. соответственно.
Полагая, что действия казначейства, выразившиеся в отказе в принятии постановлений N 297 от 28.10.2008, N 442 от 18.12.2008 и в их возврате без исполнения нарушает его права и законные интересы, Управление ПФР оспорило его в судебном порядке, указав также на установление обязанности отделения казначейства принять данные документы к исполнению.
Суды обеих инстанций исследовали и оценили имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам, сделали обоснованный вывод о том, что взыскание пеней по страховым взносам с должника должно производиться путем направления соответствующего постановления отделения казначейства и подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Довод отделения казначейства о том, что постановление Управления ПФР не является исполнительным документом, правомерно отклонен судом обеих инстанций исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно пункту 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенном в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ), соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительные документы Пенсионного фонда подлежат исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 БК РФ.
При изложенных выше обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу N А51-1854/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ), соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Таким образом, вывод суда о том, что исполнительные документы Пенсионного фонда подлежат исполнению органом Федерального казначейства, соответствует положениям статей 242.3-242.5 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6375/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-990/10
29.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-990/10
23.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6375/2009
03.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3112/2009
20.05.2009 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1854/09