г. Владивосток |
Дело |
03 сентября 2009 г. |
N А51-1854/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Е.Л. Сидорович, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Лесозаводску Приморского края: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю: специалист 1 разряда Кириенко Е.В. по доверенности N 2 от 08.07.2008 года сроком действия 3 года, удостоверение 25N0815 от 15.04.2009 года.
от Управления образованием администрации Лесозаводского городского округа: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю
на решение от 20 мая 2009 года
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-1854/2009 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Лесозаводску Приморского края
к Отделению по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю, Управлению образованием администрации Лесозаводского городского округа
о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе в принятии исполнительных документов и об обязании принять постановления от 28.10.2008 N 297, от 18.12.2008 N 442 к исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Лесозаводску Приморского края (далее по тексту - Заявитель, Управление, Орган ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю (далее - Казначейство), Управлению образованием администрации Лесозаводского городского округа (далее - Управление образованием) о признании незаконными действий Казначейства, выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановления от 28.10.2008 N 297 о взыскании с Управления образования недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 45 111,10руб. и постановления от 18.12.2008 N 442 о взыскании с Управления образования недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 47,88руб.; а также об обязании Казначейства принять данные постановления к исполнению.
Решением от 20 мая 2009 года суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Казначейство обжаловало его в апелляционном порядке, приведя в обоснование апелляционной жалобы те же доводы, которые были заявлены им при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции. Казначейство также указало, что на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу недоимка по страховым взносам и пеням, имеющаяся у Управления образованием, возросла, что меняет порядок ее взыскания.
На основании указанных доводов Казначейство просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Органом ПФ РФ требований.
Доводы апелляционной жалобы представитель Казначейства поддержал в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Орган ПФ РФ не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Орган ПФ РФ, Управление образованием своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Управление Пенсионного фонда РФ по г. Лесозаводску Приморского края, установив у Управления образования администрации Лесозаводского городского округа наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, приняло решения от 25.10.2008 N 297 и от 18.12.2008 N 442 о взыскании с него недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Во исполнение данных решений Органом ПФ РФ были направлены в Отделение по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с юридического лица - страхователя N 297 от 28.10.2008 и N442 от 18.12.2008
Казначейство письмами от 24.12.2008 N 20-02-64/867 и от 20.01.2009 N 20-02-64/26 возвратило указанные постановления, указав при этом, что взыскание задолженности по уплате страховых взносов, имеющейся у страхователей - бюджетных организаций, должно производиться органами Федерального казначейства только на основании судебного акта.
Полагая, что действия Казначейства, выразившиеся в отказе в принятии постановлений от 28.10.2008 N 297 и от 18.12.2008 N 442 и в их возврате без исполнения, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, Орган ПФ РФ обратился с заявлением о признании данных действий недействительными в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате (пункты 5, 6 ст. 25.1 указанного Федерального закона). Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве (п. 14 Федерального закона N 167-ФЗ).
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" установленная статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться и в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения спорных постановлений размер задолженности Управления образованием перед Органом ПФ РФ составлял 47,88 руб. и 45.111,10 руб., т.е. не превышал 50.000 руб.
Таким образом, Заявитель правомерно направил спорные постановления для исполнения в Отделение по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу недоимка по страховым взносам и пеням, имеющаяся у Управления образованием, возросла, что меняет порядок ее взыскания, коллегия отклоняет, как не доказанный и не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Руководствуясь изложенным, коллегия признает законным и обснованным вывод суда первой инстанции о том, что действия Отделения по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в принятии исполнительных документов - постановления N 297 от 28.10.2008 о взыскании с Управления образования администрации Лесозаводского городского округа недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 45 111,10 руб. и постановления N 442 от 18.12.2008 о взыскании с Управления образования администрации Лесозаводского городского округа недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 47,88 руб. являются незаконными, в связи с чем Отделение по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю обязано принять к исполнению данные постановления.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, иных доводов, новых доказательств, влияющих на законность вынесенного решения, Отделением по г. Лесозаводску и Лесозаводскому району УФК по Приморскому краю заявлено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20 мая 2009 года по делу N А51-1854/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1854/2009
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Лесозаводскому городскому округу
Ответчик: Управление образования администрации Лесозаводского городского округа, Отделение по г.Лесозаводску и Лесозаводскому району Управления Федерального казначейства по ПК
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-990/10
29.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-990/10
23.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6375/2009
03.09.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3112/2009