Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 декабря 2009 г. N Ф03-6458/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "12" на решение от 28.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А59-740/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "12" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "12" (далее - ООО "12", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области, инспекция, налоговый орган) от 11.02.2009 N 22, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением и постановлением судов, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, 15.01.2009 на основании поручения N 6501/2 от 11.01.2009 административным органом проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в магазине "Авось", расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, проспект Мира, 20а, принадлежащего ООО "12".
В ходе проверки установлен факт отсутствия оборудованной кассы (изолированного помещения) для расчетов, хранения и выдачи наличных денежных средств, места для работы бухгалтера по юридическому адресу данной организации, кассовой книги и кассовых документов. При снятии фискального отчета за декабрь 2008 года выручка составила 1548720,21 руб.
По результатам проверки составлены акт проверки от 15.01.2009 N 005075/57, протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.01.2009.
16.01.2009 определением N 22 налоговым органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, срок которого определением от 04.02.2009 N 4 продлен до 11.02.2009.
По факту нарушения обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2009 N 22.
Постановлением от 11.02.2009 N 22 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Пункт 12 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, предусматривает, что оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В силу требований пунктов 3, 29 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу, при этом руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку).
В соответствии с пунктами 22, 23 Порядка, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Пунктом 24 названного Порядка предусмотрено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира копию записей в кассовой книге за день с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на момент проверки помещение, используемое обществом, не было оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к устройству помещения кассы, в период с 01.12.2008 по 31.12.2008 общество не оприходовало в кассу выручку, полученную с применением контрольно-кассовой техники в сумме 1548720,21 руб., кассовая книга и кассовые документы, подтверждающие поступление и выдачу наличных денег предприятия отсутствовали. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра помещения от 15.01.2009, актом от 15.01.2009 N 005075/57, протоколом об административном правонарушении от 22.01.2009 N 22, светокопией фискального чека за период с 01.12.2008 по 31.12.2008.
Таким образом, суды обоснованно указали на то, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, правомерно отказав обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая в соответствии со статьей 71 АПК РФ правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для настоящего спора, заявителем не приводится.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А59-740/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на момент проверки помещение, используемое обществом, не было оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к устройству помещения кассы, в период с 01.12.2008 по 31.12.2008 общество не оприходовало в кассу выручку, полученную с применением контрольно-кассовой техники в сумме 1548720,21 руб., кассовая книга и кассовые документы, подтверждающие поступление и выдачу наличных денег предприятия отсутствовали. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра помещения от 15.01.2009, актом от 15.01.2009 N 005075/57, протоколом об административном правонарушении от 22.01.2009 N 22, светокопией фискального чека за период с 01.12.2008 по 31.12.2008.
Таким образом, суды обоснованно указали на то, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, правомерно отказав обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02 декабря 2009 г. N Ф03-6458/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании