Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2009 г. N Ф03-5885/2009
по делу N А51-3206/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю на решение от 14.05.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А51-3206/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительными решения участника ООО "Виват" от 22.10.2008, изменений в устав ООО "Виват", решения МИФНС N 23 по Красноярскому краю от 29.10.2008 N Р22026А.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года . Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - Межрайонная инспекция) о государственной регистрации внесенных в учредительные документы ООО "Виват" изменений от 29.10.2008 N Р22026А и записи об этом в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2082468755125 от 29.10.2008 (с учетом изменения заявленных ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока требований).
Одновременно инспекцией подано заявление о восстановлении срока для подачи в арбитражный суд указанного заявления.
К участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Виват", Тураев К.В.
Решением от 14.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009, срок на подачу заявления в арбитражный суд восстановлен, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на допущенные регистрирующим органом нарушения статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) и несоответствие оспариваемого решения статьям 52, 54 ГК РФ, статье 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Межрайонная инспекция, не соглашаясь с судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Виват" о месте нахождения общества, заявитель считает судебные акты принятыми с неправильным применением норм права, которыми руководствовались суды. Также, по его мнению, судами допущены нарушения норм процессуального права - требования статей 51, 64, 198, 200 АПК РФ в связи с принятием решения в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле, исследованием ненадлежащих доказательств, принятием судебных актов при неустановленных основаниях для признания ненормативных актов недействительными и без проверки законности оспариваемого решения в полном объеме. Кроме того, в жалобе приведены доводы о неправомерном восстановлении судом процессуального срока для обращения инспекции в арбитражный суд и об отсутствии у нее права на подачу заявления в защиту публичных интересов.
В отзыве на жалобу ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, возражая против доводов заявителя, просит в удовлетворении жалобы отказать. От других участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Проверив законность решения от 14.05.2009, постановления от 21.08.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 22.10.2008 единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Виват" Тураевым К.В. принято решение об утверждении изменений в устав общества о месте нахождения ООО "Виват", определенного по адресу: в г. Владивосток, ул. Лазо, 9.
На основании представленных в регистрирующий орган документов решением Межрайонной инспекции N Р22026А от 29.10.2008 осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с изменением его места нахождения, и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая регистрационная запись N 2082468755125.
В дальнейшем Межрайонной инспекцией регистрационное дело передано в ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока по новому месту нахождения ООО "Виват".
Установив отсутствие общества по новому месту регистрации, инспекция, ссылаясь на то, что ООО "Виват" представило в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте его нахождения, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что изменения в учредительные документы ООО "Виват", заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы которого об адресе юридического лица, содержит недостоверные сведения, внесены регистрирующим органов в нарушение статей 17, 23 Закона о регистрации, оспариваемое решение противоречит статьям 52, 54 ГК РФ и нарушает публичные интересы в сфере налогообложения.
Выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявления инспекции не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, подлежащим применению.
Законом о регистрации предусмотрено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. Основанием внесения в указанный реестр такой записи является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации (статьи 11,18 Закона о регистрации).
Согласно статье 17 названного закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган вместе с иными документами, перечень которых определен в указанной статье, подается подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, в котором, в том числе, подтверждается достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах.
В данном случае, как усматривается из материалов дела, на государственную регистрацию изменений в учредительные документы о месте нахождения ООО "Виват" заявителем поданы все предусмотренные законом документы.
Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых предусмотрен статьей 23 Закона о регистрации, у Межрайонной инспекции не имелось.
Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.
В этой связи выводы судебных инстанций о том, что представление полного пакета документов является условием проведения регистрации наряду с проверкой достоверности содержащейся в них информации в силу возложенных законом на регистрирующий орган обязанностей, ошибочны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители несут ответственность установленную законодательством Российской Федерации.
В качестве последствий грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридического лица пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации предусмотрено право регистрирующего органа требовать в судебном порядке ликвидации юридического лица.
Несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, что установлено судебными инстанциями при рассмотрении дела, не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством .
При данном положении основания для признания недействительными оспариваемого решения и регистрационной записи отсутствуют.
В этой связи решение от 14.05.2009, постановление от 21.08.2009 не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с принятием судом кассационной инстанции нового судебного акта об отказе ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.0.5.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А51-3206/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить. В удовлетворении заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 29.10.2008 N Р22026А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Виват" и записи N 2082468755125, внесенной 29.10.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 названного закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган вместе с иными документами, перечень которых определен в указанной статье, подается подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, в котором, в том числе, подтверждается достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах.
...
Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых предусмотрен статьей 23 Закона о регистрации, у Межрайонной инспекции не имелось.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители несут ответственность установленную законодательством Российской Федерации.
В качестве последствий грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридического лица пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации предусмотрено право регистрирующего органа требовать в судебном порядке ликвидации юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2009 г. N Ф03-5885/2009 по делу N А51-3206/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании