Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2009 г. N Ф03-6888/2009
по делу N А51-1524/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока на решение от 14.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А51-1524/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока к закрытому акционерному обществу "Акционерная компания "ВостокТрансТорг", третье лицо: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества от 10.04.1998 N 02-01526-001-Н-АР-0678-00.
Резолютивная часть постановления от 02 декабря 2009 г. Полный тексч постановления изготовлен 09 декабря 2009 г.
Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к закрытому акционерному обществу "Акционерная компания "ВостокТрансТорг" об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества от 10.04.1998 N 02-0152.6-001-Н-АР-0678-00 в части:
- в преамбуле: вместо "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Владивостока в лице заместителя председателя Комитета Каленика Виктора Михайловича, действующего на основании положения и распоряжения председателя Комитета N 4 от 08.01.1998, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", читать "Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры в лице начальника управления В.В.Игнатенко, действующего на основании положения "Об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры", утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 30 08.2005 N 965, именуемое в дальнейшем "Арендодатель"...";
- в п.7.1 раздела VII изменить юридические адреса сторон: АРЕНДОДАТЕЛЬ: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, адрес: Приморский край, город Владивосток, Партизанский проспект, 20, Получатель: УФК по Приморскому краю (Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока) ИНН 2536160465, КПП 253601001, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, Расчетный счет 401018109000000010002, БИК 040507001, КБК 16711108044040001120, ОКАТО 05401000000;
- пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: "3.1 За указанное в п. 1.1 договора помещение "Арендатор" выплачивает арендную плату в размере: с 01.02.2007 - 20524 руб. 24 коп. (двадцать тысяч пятьсот двадцать четыре рубля двадцать четыре копейки) без учета НДС. Оплата производится ежемесячно до 1 числа следующего за текущим месяцем "Арендодателю"";
- Пункт 6.4 договора изложить в следующей редакции: "6.4 Налог на добавленную стоимость в сумме 3694 руб. 36 коп. "Арендатор" перечисляет самостоятельно в отделение Федерального казначейства по месту регистрации предприятия в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации".
Решением от 14.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009, иск удовлетворен частично. Пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "За указанное в п. 1.1 договора помещение "Арендатор" выплачивает арендную плату в размере 8299 руб. 58 коп. без учета НДС. Оплата производится ежемесячно до 1 числа следующего за текущим месяцем "Арендодателю"". Пункт 6.4 договора изложен в следующей редакции: "Налог на добавленную стоимость в сумме 1493 руб. 92 коп. "Арендатор" перечисляет самостоятельно в отделение Федерального казначейства по месту регистрации предприятия в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации". В остальном заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении в полном объеме исковых требований как принятые с нарушением норм материального права, неправильной оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела, и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
По существу доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что арбитражные суды вышли за пределы заявленных требований, подменив муниципальные органы власти, в компетенцию которых входит принятие решения о внесении записи в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и о применении к организации льготных коэффициентов.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения от 14.04.2009 и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 1998 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Владивостока (арендодатель) и ЗАО "Акционерная компания "ВостокТрансТорг" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества N 2/85 (в дальнейшем договору присвоен номер 02-01526-001-Н-АР-0678-00), в соответствии с которым арендатором принято в пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Патриса Лумумбы, 18, общей площадью 62,4 кв.м (с учетом внесенных изменений в договор), для использования в целях магазин. Срок аренды, с учетом внесенных изменений в договор, составил с 18.03.1998 по 31.12.2014. Размер арендной платы, с учетом внесенных изменений в договор, установлен в сумме 1053 руб. 37 коп. без учета НДС.
Договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
22 октября 2008 года Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока письмом N 12/31-208 в адрес ЗАО "АК "ВостокТрансТорг" направило предложение о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества от 10.04.1998 N 02-01526-001-Н-АР-0678-00 путем заключения дополнительного соглашения к договору. В соответствии с указанным предложением арендная плата подлежит оплате в размере 20524 руб. 24 коп. в месяц без учета НДС, в связи с изменением величины коэффициента, применяемого при расчете арендной платы, Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока обязало общество в десятидневный срок с момента получения настоящего предложения подписать дополнительное соглашение.
Неподписание дополнительного соглашения ЗАО "АК "ВостокТрансТорг" в установленный срок послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, установив исходя из представленных в деле доказательств, что ответчик является субъектом малого предпринимательства, признали, что истец неправомерно не применил льготный корректирующий коэффициент (Ккор=0,4) при расчете арендной платы. При этом размер арендной платы, а также НДС в измененном договоре аренды недвижимого имущества от 10.04.1998 N 02-01526-001-Н-АР-0678-00 снижены до 8299 руб. 58 коп. и 1493 руб. 92 коп., соответственно.
Между тем судом первой инстанции и апелляционным судом не учтено следующее.
Положениями Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 N 209-ФЗ определено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и установлены критерии отнесения организаций к данного рода категории лиц.
Исходя из положений вышеназванного Закона, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют деятельность по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ведут реестр субъектов - получателей такой поддержки.
Основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в силу статьи 14 данного Закона является, в том числе заявительный порядок обращения указанных субъектов за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов. При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе предоставление на льготных условиях во владение или в пользование государственное или муниципальное имущество.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, а также нормативных правовых актов Думы г. Владивостока, регулирующих порядок и условия аренды муниципальной собственности, Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока издано распоряжение от 11.09.2008 N 2157, в соответствии с которым утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о возможности применения к субъектам малого предпринимательства коэффициента, корректирующего расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования г. Владивосток. Решение о применении либо об отказе в применении корректирующего коэффициента принимается комиссией по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах для реализации субъектом малого предпринимательства своего права на применение льготного коэффициента (Ккор=0,4) при уплате арендных платежей за пользование муниципальным имуществом ['.Владивостока последнему надлежало обратиться с соответствующим заявлением и документами в комиссию по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. При этом соответствие юридического лица критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учитывая вышеизложенные нормы права, не является достаточным основанием для применения понижающего коэффициента.
Учитывая, что материалы дела доказательств обращения ЗАО "АК "ВосгокТрансТорг" с подобным заявлением не содержат, у арбитражного суда не имелось правовых оснований для самостоятельного изменения размера арендной платы с применением понижающего коэффициента. В связи с чем суд кассационной инстанции находит обоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что в ходе рассмотрения спора арбитражные суды вышли за пределы заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда как принятые с неправильным применением норм материального права подлежат отмене. При этом суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости направления дела на новое рассмотрение в силу того, что суды первой и апелляционной инстанций не проверяли правильность представленного Управлением муниципальной собственности администрации г. Владивостока расчета арендной платы по договору от 10.04.1998 N 02-01526-001-Н-АР-0678-00, то есть неполно установили все имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду надлежит проверить правильность расчета арендных платежей с учетом требований решения Думы г. Владивостока от 10.07.2002 N 119 "Об утверждении Положения о порядке аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности г. Владивостока", решения Думы г. Владивостока от 10.12.2002 N 152 "Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в муниципальной собственности города Владивостока", решения Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 173 "Об утверждении величин коэффициентов, корректирующих расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования г. Владивосток".
Кроме того, суду следует устранить отмеченные нарушения, разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А51-1524/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, во исполнение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, а также нормативных правовых актов Думы г. Владивостока, регулирующих порядок и условия аренды муниципальной собственности, Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока издано распоряжение от 11.09.2008 N 2157, в соответствии с которым утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о возможности применения к субъектам малого предпринимательства коэффициента, корректирующего расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования г. Владивосток. Решение о применении либо об отказе в применении корректирующего коэффициента принимается комиссией по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
...
При новом рассмотрении дела арбитражному суду надлежит проверить правильность расчета арендных платежей с учетом требований решения Думы г. Владивостока от 10.07.2002 N 119 "Об утверждении Положения о порядке аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности г. Владивостока", решения Думы г. Владивостока от 10.12.2002 N 152 "Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в муниципальной собственности города Владивостока", решения Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 173 "Об утверждении величин коэффициентов, корректирующих расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования г. Владивосток"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2009 г. N Ф03-6888/2009 по делу N А51-1524/2009
Текст постановления опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", февраль 2010 г., N 2 (122)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании