Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 декабря 2009 г. N Ф03-6950/2009
по делу N А51-6302/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А51-6302/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юность" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юность" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.04.2009 N 036ККТ, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 решение суда от 22.05.2009 отменено, заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление инспекции признано незаконным со ссылкой на то, что проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее состав вменяемого правонарушения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, 15.04.2009 инспекцией на основании поручения N 084ккт проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в ходе которой, в магазине, принадлежащем обществу, расположенном по адресу: г. Большой Камень, ул. Приморского Комсомола, 9, установлен факт реализации 350 гр. печенья "Листопад" на сумму 39 руб. без применения ККТ.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 15.04.2009 N 006241 и протокол об административном правонарушении от 15.04.2009 N 000035. Постановлением от 21.04.2009 N 036ККТ общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности действий налогового органа по привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из недоказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин является административным правонарушением.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ.
Как усматривается из материалов дела, для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении ККТ должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка 350 гр. печенья "Листопад" на сумму 39 руб. в магазине, принадлежащем обществу.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого же Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких условиях проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал оспариваемое постановление инспекции незаконным и отменил его.
Учитывая изложенное основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имееется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А51-6302/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
...
Как усматривается из материалов дела, для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении ККТ должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка 350 гр. печенья "Листопад" на сумму 39 руб. в магазине, принадлежащем обществу.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого же Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2009 г. N Ф03-6950/2009 по делу N А51-6302/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании