Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф03-6529/2009
по делу N А73-3244/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу N А73-3244/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов РФ о взыскании 2347906 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 2347906 рублей, возникших по причине недофинансирования в 2006, 2007, 2008 годах расходов по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания граждан РФ бесплатной медицинской помощи.
Решением суда от 25.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 решение суда отменено со ссылкой на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское в 2006-2008 годах привлекалась к выполнению государственного заказа на основании договоров от 27.01.2006, N 82/06-07 от 25.01.2007, N 47/06-08 от 09.01.2008 о выполнении учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены "Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Правила N 851).
Частью первой статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью третьей статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части четвертой статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2007 году установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и "Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила N 825).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 825 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 N 833) финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем медицинским работникам учреждения, выполнявшим в 2006 - 2008 годах государственное задание по дополнительной медицинской помощи, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также среднемесячная заработная плата за время обучения на курсах усовершенствования и повышения квалификации, исчислялись без учета выплаченных за счет субвенций денежных средств. Полагая, что при начислении названных выплат работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания, медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с учреждением, обратились с исками в суд.
Мировым судьей судебного участка N 65 Ульского района Хабаровского края с учреждения взыскана задолженность, исходя из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также из наличия у них права на увеличение средней заработной платы, применяемой при оплате времени нахождения на курсах повышения квалификации, а также при определении размера процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Всего за 2006 год 548320 руб., за 2007 - 657053 руб., за 2008-655094 руб., сумма ЕСН 487440 рублей.
Полагая, что сумма, взысканная решениями мирового судьи, является для учреждения убытками, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что взысканная решениями мирового судьи сумма является убытками, понесенными учреждением по вине Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил иск, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ "Районная больница N 1" с. Богородское 2347906 рублей убытков.
Апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности истцом несения реальных расходов, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении иска отказал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Требование о возмещении убытков, причиненных государственным органом, является гражданско-правовым.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В связи с тем, что в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникла необходимость нести расходы, связанные с дополнительными выплатами медицинским работникам при оплате отпусков, времени нахождения в служебных командировках, на курсах повышения квалификации и других периодов, в течение которых за указанными работниками сохранялась средняя заработная плата.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку необходимость расходов учреждения и их предполагаемый размер подтверждены вступившими в законную силу судебными актами (решениями мировых судей), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанная сумма является для учреждения убытками (реальным ущербом).
С учетом того, что возникшие убытки учреждения явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, своевременно не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Российской Федерации в пользу учреждения 2347906 рублей.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания убытков с Российской Федерации в пользу учреждения, исходил из того, что учреждение не доказало факта несения расходов (реального ущерба).
По мнению суда кассационной инстанции. такой вывод апелляционной инстанции основан на неправильном толковании содержащейся в пункте 2 статьи 15 ГК РФ нормы материального права.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 20.08.2009 в соответствии с частью первой статьи 288 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 25.06.2009 оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу N А73-3244/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, решение суда от 25.06.2009 по этому делу оставить в силе.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница N 1" с. Богородское 1000 рублей, уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникла необходимость нести расходы, связанные с дополнительными выплатами медицинским работникам при оплате отпусков, времени нахождения в служебных командировках, на курсах повышения квалификации и других периодов, в течение которых за указанными работниками сохранялась средняя заработная плата.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
...
По мнению суда кассационной инстанции. такой вывод апелляционной инстанции основан на неправильном толковании содержащейся в пункте 2 статьи 15 ГК РФ нормы материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. N Ф03-6529/2009 по делу N А73-3244/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании