Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 декабря 2009 г. N Ф03-7317/2009
по делу N А37-959/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на решение от 13.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N A37-959/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, обязании зарегистрировать право собственности заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Магаданский морской торговый порт".
Резолютивная часть постановления от 15 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2009 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области (далее - ТУ Росимущества по Магаданской области) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - УФРС по Магаданской области и ЧАО, регистрирующий орган) от 20.02.2009 N 01/027/2008-536 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: территория причала N 3 общей площадью 4976,72 кв.м, расположенный по адресу: г. Магадан, Морской торговый порт; и обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Магаданский морской торговый порт" (далее - ОАО "ММТП", общество).
Решением арбитражного суда от 13.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009, решение УФРС по Магаданской области и ЧАО об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества признано недействительным. Кроме того, суд обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права (абз. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о государственной регистрации прав), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что апелляционным судом не дана правовая оценка возможности последующего беспрепятственного распоряжения частью земельного участка, который находится под объектом - склад N 2 и одновременно под объектом -территория причала N 3. Указывает на то, что ТУ Росимущества по Магаданской области не были представлены в дело документы, подтверждающие невозможность выкопирования части объекта -территории причала N 3, которая находится под объектом ОАО "ММТП", и подачи заявления на государственную регистрацию права на спорный объект без учета совпадающей части. При этом заявителем не были представлены в дело документы, подтверждающие невозможность выкопирования указанного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества по Магаданской области выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
При этом ТУ Росимущества по Магаданской области и УФРС по Магаданской области и ЧАО заявили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что они подлежат изменению на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, 29.08.2008 ТУ Росимущества по Магаданской области обратилось в УФРС по Магаданской области и ЧАО с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - территории причала N 3 общей площадью 4976,72 кв.м, расположенной по адресу: г. Магадан, Морской торговый порт.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов УФРС по Магаданской области и ЧАО письмом от 20.02.2009 N 01/027/2008-536 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости. В качестве основания для отказа регистрирующий орган указал на наличие противоречий между заявленными правами Российской Федерации и уже зарегистрированными правами за ОАО "ММТП".
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности явился основанием для обращения ТУ Росимущества по Магаданской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации права перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации прав. К ним относятся, в частности, наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Судебными инстанциями установлено, что согласно кадастровому паспорту и схеме расположения объекта недвижимости на территории причала N 3, являющейся объектом регистрации права собственности Российской Федерации, расположена часть объекта недвижимого имущества - склада N 2, принадлежащего на праве собственности ОАО "ММТП" (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 29.06.2001 серии 49-АА N 007481), инвентарный N 5287 литер Р, этажность 2, площадь 5172,30 кв.м, адрес местонахождения: г. Магадан, Морской порт.
При этом судами установлено, что указанные объекты не являются едиными объектами недвижимости и нахождение одного объекта на территории другого на одном земельном участке не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии противоречий между зарегистрированным правом ОАО "ММТП" и правом Российской Федерации.
Кроме того, суды исходя из сведений, содержащихся в плане приватизации Магаданского морского торгового порта (далее - порт), акте приема-передачи, выписке из реестра федерального имущества, технических паспортах, пришли к выводу о том, что территория причала N 3 объектом приватизации порта не являлась и ни за кем не зарегистрирована.
В этой связи арбитражные суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт отсутствия противоречия между заявленными правами Российской Федерации и уже зарегистрированными правами за ОАО "ММТП", пришли к выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества и удовлетворении в этой связи требований заявителя.
Выводы арбитражных судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ, в связи с чем отклоняются кассационной инстанцией.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
В то же время кассационная инстанция считает, что арбитражный суд первой инстанции неправомерно обязал УФРС по Магаданской области и ЧАО произвести государственную регистрацию права собственности в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Поскольку регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав, то суд первой инстанции не вправе был указывать на совершение регистрационных действий в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат изменению на основании статьи 288 (ч. 2) АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А37-959/2009 Арбитражного суда Магаданской области изменить.
Исключить из резолютивной части указанного решения слова: "в 10-дневный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу".
В остальном решение и постановление оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации права перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации прав. К ним относятся, в частности, наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
...
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 декабря 2009 г. N Ф03-7317/2009 по делу N А37-959/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании