Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 декабря 2009 г. N Ф03-7644/2009
по делу N А59-2449/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации г. Южно-Сахалинска на решение от 27.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А59-2449/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске к Финансовому управлению администрации г. Южно-Сахалинска, третьи лица: Департамент здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска, Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7", о признании незаконным решения и обязании принять исполнительный документ к исполнению.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2009 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Финансового управления администрации г. Южно-Сахалинска (далее - финансовое управление) о возврате без исполнения постановления о взыскании пени за неуплату в установленный срок страховых взносов и обязании принять к исполнению исполнительный документ.
Третьими лицами к участию в деле привлечены Департамент здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска и Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7".
Решением суда от 27.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009, требование удовлетворено. Оспариваемое решение признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). На финансовое управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Пенсионного фонда, приняв к исполнению исполнительный документ - постановление Пенсионного фонда N 585 от 20.06.2008 о взыскании пени.
В кассационной жалобе финансовое управление просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требования отказать. По мнению финансового управления, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд 15.04.2009 направил в финансовое управление постановление N 585 от 20.06.2008 о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" пени в сумме 856,42 руб. за неуплату в установленный срок страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Постановление возвращено финансовым управлением 23.04.2009 без исполнения со ссылкой на статью 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой, как полагает финансовое управление, при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты.
Не согласившись с возвратом постановления о взыскании спорной суммы, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому спору.
Удовлетворяя заявление Пенсионного фонда, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" является бюджетным учреждением, которой в финансовом управлении открыт лицевой счет как получателю средств местного бюджета. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" не имеет.
Порядок взыскания Пенсионным фондом недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определен статьями 25, 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ.
Названными нормами установлен внесудебный порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей. Такое взыскание производится на основании постановления Пенсионного фонда, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации принудительное взыскание производится со счетов должника, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. При отсутствии указанных счетов взыскание производится органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета. Поскольку судебными инстанциями установлено и подтверждено материалами дела, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" не имеет иных счетов в банках и кредитных организациях, постановление Пенсионного фонда, являющееся в силу пункта 14 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ исполнительным документом, правомерно направлено в финансовое управление для исполнения.
Довод жалобы о пропуске Пенсионным фондом срока на предъявление постановления о взыскании пени к исполнению отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Пенсионным фондом приняты все меры в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации по взысканию пени во внесудебном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А59-2449/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названными нормами установлен внесудебный порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей. Такое взыскание производится на основании постановления Пенсионного фонда, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации принудительное взыскание производится со счетов должника, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. При отсутствии указанных счетов взыскание производится органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета. Поскольку судебными инстанциями установлено и подтверждено материалами дела, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" не имеет иных счетов в банках и кредитных организациях, постановление Пенсионного фонда, являющееся в силу пункта 14 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ исполнительным документом, правомерно направлено в финансовое управление для исполнения.
...
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Пенсионным фондом приняты все меры в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации по взысканию пени во внесудебном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2009 г. N Ф03-7644/2009 по делу N А59-2449/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании