г. Владивосток |
Дело |
01 октября 2009 г. |
N А59-2449/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Финансового управления Администрации г. Южно-Сахалинска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
от МУЗ "Городская поликлиника N 7" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Департамента здравоохранения Администрации г. Южно-Сахалинска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации г. Южно-Сахалинска
на решение от 27 июля 2009 года
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-2449/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
к Финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска
третьи лица: Департамент здравоохранения Администрации г. Южно-Сахалинска, МУЗ "Городская поликлиника N 7"
о признании незаконным решения о возврате без исполнения исполнительного документа, обязанности принять на исполнение исполнительный документ
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - заявитель, Учреждение, Пенсионный фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным решения о возврате без исполнения исполнительного документа - постановления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, начисленной на накопительную часть трудовой пенсии и об обязании Управления принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Определением суда от 23.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Администрации г. Южно-Сахалинска и МУЗ "Городская поликлиника N 7".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27 июля 2009 года заявленные Пенсионным фондом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы административный орган указывает на то, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные листы и судебные приказы.
Поскольку постановление N 585 от 20.06.2008 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с МУЗ городская поликлиника N 7 в размере 856,42 руб., как полагает Управление, не является исполнительным листом, следовательно, административный орган правомерно вернул без исполнения данное постановление.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд установил следующее.
20.06.2008 в отношении МУЗ городская поликлиника N 7 (далее - Учреждение, страхователь) Пенсионным фондом принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 856,42 руб.
Во исполнение указанного решения в Службу судебных приставов было направлено постановление от 20.06.2008 N 585 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с учреждения в указанном размере.
10.07.2008 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 64/19/ 25309/21/2008.
29.12.2008 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа от 20.06.2008 вместе с актом о невозможности взыскания заявленной суммы от 29.12.2008 со ссылкой на статью 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
15.04.2009 Пенсионный фонд направил постановление N 585 от 20.06.2008 в Финансовое управление Администрации г. Южно-Сахалинска для исполнения.
Уведомлением от 23.04.2009 N 16 Управление возвратило страховщику без исполнения указанное постановление со ссылкой на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что возврат административным органом указанного постановления без исполнения является незаконным, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентируется пунктами 3, 4 статьи 25 и статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Как установлено судом из материалов дела, МУЗ городская поликлиника N 7 является бюджетным учреждением и имеет в Финансовом управлении Администрации г. Южно-Сахалинска открытый расчетный счет. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях бюджетное учреждение не имеет.
Задолженность образовательного учреждения перед бюджетом Пенсионного фонда на момент вынесения постановления N 585 от 20.06.2008 составила 856,42 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N 167 - ФЗ предела.
В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Указанной нормой права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из смысла статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ следует, что постановление N 46 от 24.09.2008 является исполнительным документом.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Коллегия отклоняет довод административного органа о том, что при разрешении данной правовой ситуации следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, у бюджетного учреждения отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ или в кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий, следовательно, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление N 585 от 20.06.2008 правомерно было направлено Пенсионным фондом для исполнения в Управление.
Довод Финансового управления Администрации г. Южно-Сахалинска о том, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты, а данное постановление таковым не является, коллегия также отклоняет в силу следующего.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействия) государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правомерно признал недействительным решение Финансового управления Администрации г. Южно-Сахалинска, выраженное в уведомлении от 23 апреля 2009 года N 16 о возврате без исполнения исполнительного документа - постановления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области от 20 июня 2008 года N 585 о взыскании пени, начисленной на накопительную часть трудовой
пенсии в сумме 856 рублей 42 копеек со страхователя - Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" и обязал Финансовое управление Администрации г. Южно-Сахалинска принять к исполнению данное постановление.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27 июля 2009 года по делу N А59-2449/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2449/2009
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
Ответчик: Финансовое управление администрации г.Южно-Сахалинска
Третье лицо: МУЗ "Городская поликлиника N 7", Департамент здравоохранения администрации г.Южно-Сахалинска