Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7738/2009
по делу N А24-5079/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа , при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе - Ваксман Л.Ю., начальник территориального отдела по доверенности от 11.12.2008 N 35, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе на решение от 13.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 по делу N А24-5079/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению открытого акционерного общества "Камчатглавснаб" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2008 N A/30489-F/08-264.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 г.
Открытое акционерное общество "Камчатглавснаб" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Федеральном Дальневосточном округе (далее - региональное отделение; административный орган) от 08.10.2008 по делу N A/30489-F/08-264 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009, заявление общества удовлетворено, так как суды пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Постановлением суда кассационной инстанции от 15.06.2009 решение суда от 12.11.2008, постановление апелляционного суда от 26.02.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судами норм материального права и неполным исследованием всех имеющихся в деле доказательств и фактических обстоятельств данного дела.
Решением суда от 13.07.2009 при повторном рассмотрении дела, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2009, заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы тем, что административным органом допущено существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с данными судебными актами, региональное отделение подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судами не учтено, что общество было извещено о времени и месте составления протокола 22.09.2008 нарочным. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал главный бухгалтер общества, как полагает административный орган, с надлежаще оформленной доверенностью, выданной руководителем данного общества. Кроме того, региональное отделение выражает несогласие с выводами суда относительно размера штрафа, который назначен административным органом с учетом ранее совершенных обществом нарушений.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, региональным отделением в ходе проверки выявлено отсутствие в сети Интернет информации: о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также о банковских реквизитах расчетного счета ОАО нКамчатглавснаб" для оплаты расходов по изготовлению копий документов, отсутствие текстов годовых отчетов за 2005-2007 годы и годовой бухгалтерской отчетности за этот же период, текста устава общества, о чем 10.09.2008 составлен акт.
23.09.2008 по данному факту составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.19. КоАП РФ - нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
08.10.2008 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем регионального отделения принято постановление N A/30489-F/08-264 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде взыскания с ОАО "Камчатглавснаб" административного штрафа в размере 40000 руб.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ - за необеспечение в нарушение пунктов 1.6, 1.9 раздела 1, пунктов 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 раздела 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации; Положение), доступа в течение сроков, установленных названным Положением, на одной странице в сети Интернет к текстам годовых отчетов за 2005-2007 годы и годовой бухгалтерской отчетности за этот же период, тексту устава общества и т.д.
Из содержания названных выше пунктов Положения о раскрытии информации следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, образует как неопубликование на странице в сети Интернет текста перечисленных выше документов и сведений в установленные Положением сроки, так и отсутствие доступа (его необеспечение) любому лицу к тексту указанных документов общества на странице в сети Интернет, в частности: в течение трех лет с даты опубликования в сети Интернет для годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (пункты 8.2.5 и 8.3.6); до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности акционерного общества для возможности доступа к тексту устава общества (пункт 8.4.2 Положения).
Именно в течение этого периода государство гарантирует (в том числе, путем привлечения нарушителей данной обязанности к административной ответственности) возможность любому заинтересованному лицу ознакомиться с текстом указанных документов общества.
При квалификации деяния по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в связи с отсутствием доступа (его необеспечение) любому лицу к текстам годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, устава акционерного общества и другим сведениям на странице в сети Интернет, во внимание должна приниматься не фактическая дата их опубликования в сети Интернет, а та дата, которая установлена законодательством.
Невыполнение обязанности по обеспечению доступа к тексту названных выше документов, в отличие от неопубликования указанных сведений на странице в сети Интернет в установленные Положением сроки, является длящимся правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Суды, проверяя постановление по заявлению общества, пришли к правильному выводу о том, что невыполнение последним обязанности по обеспечению доступа к тексту годовых отчетов за 2005-2007 годы и годовой бухгалтерской отчетности за этот же период, тексту устава общества и другим документам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ. При этом установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ОАО "Камчатглвснаб" на момент принятия оспариваемого постановления от 08.10.2008 о назначении наказания, с учетом длящегося характера правонарушения, не пропущен.
Вместе с тем, суды признали указанное постановление регионального органа незаконным и отменили, поскольку признали, что административным органом при решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности нарушена процедура, а именно: составление протокола без доказательств надлежащего извещения законного представителя общества и в отсутствие такого представителя.
При этом суды исходили из того, что на составление протокола по делу об административном правонарушении в региональное отделение явилась главный бухгалтер общества, предъявив общую доверенность от 01.07.2008.
Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Суды в обоснование своих выводов сослались также на положения пункта 10 упомянутого выше Постановления N 10, признав указанное нарушение существенным, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признание данного постановления незаконным.
Однако, судами не учтены положения пункта 24.1 данного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60), согласно которому при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, уведомление от 10.09.2008 N ПК/150 (т.1 л.д.43,44) о вызове ОАО "Камчатгалснаб" на составление 23.09.2008 протокола об административном правонарушении вручено 22.09.2008 нарочным главному бухгалтеру данного общества Покусаевой Н.С. (т.1 л.д.43-44), что свидетельствует о соблюдении административным органом, в целях обеспечения обществу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, обязанности по извещению данного юридического лица.
Кроме того, как следует из материалов дела и не опровергнуто ОАО "Камчатгалвснаб", общество уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем имеется почтовая карточка о вручении корреспонденции 29.09.2008 по юридическому адресу общества: город Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 79А (получена Парамоновым, т.1 л.д.37-39). Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении представители общества не принимали, ходатайств об отложении не заявили.
При таких обстоятельствах следует признать ошибочными выводы судов о нарушении региональным отделением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Поскольку судами установлены все обстоятельства по делу, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и отказать обществу в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 08.10.2008 N A/30489-F/08-264.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 по делу N А24-5079/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Камчатглавснаб" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды в обоснование своих выводов сослались также на положения пункта 10 упомянутого выше Постановления N 10, признав указанное нарушение существенным, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признание данного постановления незаконным.
Однако, судами не учтены положения пункта 24.1 данного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60), согласно которому при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
...
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, уведомление от 10.09.2008 N ПК/150 (т.1 л.д.43,44) о вызове ОАО "Камчатгалснаб" на составление 23.09.2008 протокола об административном правонарушении вручено 22.09.2008 нарочным главному бухгалтеру данного общества Покусаевой Н.С. (т.1 л.д.43-44), что свидетельствует о соблюдении административным органом, в целях обеспечения обществу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, обязанности по извещению данного юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7738/2009 по делу N А24-5079/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании