г. Владивосток |
Дело |
26 февраля 2009 г. |
N А24-5079/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 февраля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю.Еремеевой,
судей: З.Д.Бац, Г.А.Симоновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены,
от ответчика: Усова В.В., представитель по доверенности от 11.12.2008 N 38,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
на решение от 12.11.2008
судьи А.Н.Венина,
по делу N А24-5079/2008 Арбитражного суда Камчатского края,
по заявлению Открытого акционерного общества "Камчатглавснаб"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2008 N А/30489-F/08-264,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Камчатглавснаб" (далее - ОАО "Камчатглавснаб", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ДФО) от 08.10.2008 N А/30489-F/08-264 о привлечении ОАО "Камчатглавснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 12.11.2008 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в связи с тем, что РО ФСФР России в ДФО не доказано событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, РО ФСФР России в ДФО обратилось с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права. В доводах жалобы указало, что Общество в нарушение пунктов 1.6, 1.9, 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, не обеспечило в течение сроков, установленных Положением, на одной странице в сети Интернет доступ к текстам годовых отчетов общества за 2005, 2006, 2007 годы, Устава общества, информации о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, предусмотренных Положением и банковским реквизитам расчетного счета Общества для оплаты таких расходов. По мнению заявителя жалобы, необеспечение доступа к опубликованной информации отвечает признакам длящегося административного правонарушения.
Общество, извещенное надлежаще о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечило. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Представитель РО ФСФР России в ДФО в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует.
10.09.2008 сотрудниками РО ФСФР России в ДФО установлено, что в период с 02.09.2008 года по 10.09.2008 года в сети Интернет отсутствовала следующая информация: о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета ОАО "Камчатглавснаб" для оплаты расходов по изготовлению копий документов, тексты годовых отчетов ОАО "Камчатглавснаб" за 2005, 2006 и 2007 годы, текст устава ОАО "Камчатглавснаб", текст годовой бухгалтерской отчетности ОАО "Камчатглавснаб" за 2005, 2006 и 2007 годы.
По факту выявленного правонарушения РО ФСФР России в ДФО 10.09.2008 составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию.
Необеспечение ОАО "Камчатглавснаб" доступа на странице в сети Интернет к информации о деятельности общества, квалифицированно специалистом 1 разряда территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Камчатском крае по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг от 23.09.2008 N А/30489-F/08-17.
По результатам рассмотрения протокола от 23.09.2008 N А/30489-F/08-17 и других материалов дела об административном правонарушении, 08.10.2008 руководителем РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление о назначении ОАО "Камчатглавснаб" административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление РО ФСФР России в ДФО вынесено с нарушением норм действующего законодательства об административных правонарушениях, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н "Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
На основании пункта 1.6 Положения, вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
На основании пункта 8.1.1 Положения, открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет (п.п. 8.2.4, 8.2.5 Положения).
В силу пунктов 8.3.5 и 8.3.6 Положения, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст годовой бухгалтерской отчетности в срок не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности. В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в данном пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества. Текст указанной отчетности должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Пунктами 8.4.1, 8.4.2 Положения установлено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Открытое акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления.
Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет для открытого акционерного общества до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.
Согласно пункту 1.9 Положения банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
Из анализа указанных правовых норм следует, что в отношении открытого акционерного общества установлено несколько самостоятельных требований, в числе которых, во-первых, требование опубликовать в установленный срок в сети Интернет определенную информацию и, во вторых, обеспечить доступ к указанной информации в течение установленного промежутка времени (для текста годового отчета - 3 года, для текста устава - до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества). Нарушение каждого из указанных требований образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, и сформулированного законодателем как нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
При том, в силу прямого указания п.8.2.5 и смысла п. 8.4.1 Положения доступ к перечисленной информации (отчет и устав) должен обеспечиваться акционерным обществом с момента ее (информации) опубликования в сети Интернет. Иными словами, ранее, чем информация будет размещена и опубликована, акционерное общество не может обеспечить доступ к ней в силу неопубликования таковой. Соответственно, и правонарушение в виде необеспечения доступа к информации не может быть совершено ранее, чем информация будет размещена.
Таким образом, на основании указанных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что фактически Общество привлечено к административной ответственности за нераскрытие информации на странице в сети Интернет в установленные сроки.
РО ФСФР России в ДФО, привлекая общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ вменяет ему необеспечение доступа к указанной информации.
На основании изложенного, привлечение к административной ответственности по факту неисполнения заявителем обязанности по обеспечению доступности текстов устава и годового отчета безосновательно, поскольку вменяемое обществу деяние в его действиях отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что вменяемое обществу административное правонарушение не является длящимся, а доводы заявителя жалобы о длящемся характере данного административного правонарушения неправомерными, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимо иметь ввиду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Учитывая, что РО ФСФР России в ДФО в нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от 23.09.2008 N А/30489-F/08-17 не указало время совершения административного правонарушения, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовала возможности проверить соблюдение ответчиком срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что РО ФСФР России в ДФО не доказало событие административного правонарушения, вменяемого Обществу является правильным, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, признал незаконным и отменил постановление административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы РО ФСФР России в ДФО не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.11.2008 по делу N А24-5079/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю.Еремеева |
Судьи |
З.Д.Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5079/2008
Истец: ОАО "Камчатглавснаб"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО