Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Тураевой Т.Е, Пияковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харрасова Русима Рамилевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-320/2021 по иску Харрасова Русима Рамилевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан о перерасчете стажа службы в уголовно-исполнительной системе и включении в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах принудительного исполнения, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Харрасов Р.Р. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан (далее - УФСИН по Республике Башкортостан) о перерасчете стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе и включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах принудительного исполнения. В обоснование предъявленных требований указал, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе в периоды с 01 сентября 1996 года по 26 февраля 2001 года, с 20 января 2006 года по 23 сентября 2008 года, с 21 ноября 2011 года по 08 июля 2020 года. 08 июля 2020 года уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ). Согласно Уведомлению УФСИН по Республике Башкортостан от 16 июля 2020 года ему назначена пенсия за выслугу лег с 09 июля 2020 года в сумме 19 623, 51 рублей. Из уведомления следует, что стаж службы (выслуга лет) исчислен в размере 22 года (в льготном исчислении). Считает, что стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчислен неверно, поскольку в стаж службы (выслугу лег) не включен период службы судебным приставом, что не соответствует действующему законодательству. В период с 14 мая 2001 года по 05 апреля 2005 года он работал в Федеральной службе судебных приставов по республике Башкортостан в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Калининского районного отдела г..Уфы. В период с 01 июня 2009 года по 30 сентября 2010 года работал в Федеральной службе судебных приставов по республике Башкортостан в должности судебного пристава исполнителя Белорецкого межрайонного отдела.
Указанные периоды занесены в трудовую книжку. Калининский районный отдел г..Уфы Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, Белорецкий межрайонный отдел Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан являются подразделениями территориального органа Федеральной службы судебных приставов - Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, и, соответственно, в силу статьи 6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" входят в систему органов принудительного исполнения. Харрасов Р.Р. просил обязать УФСИН по Республике Башкортостан пересчитать стаж службы (выслугу лет) с 01 января 2020 года, включив в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе период службы в органах принудительного исполнения с 14 мая 2001 года по 05 апреля 2005 года в Калининском районном отделе г..Уфы Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, с 01 июня 2009 года по 30 сентября 2010 года в Белорецком межрайонном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, юридические услуги в размере 30 000 рублей, почтовые расходы в размере 78, 60 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса за изготовление доверенности в размере 1 700 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года, постановлено обязать УФСИН по Республике Башкортостан пересчитать стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе Харрасова Р.Р. с 01 января 2020 года, включив в стаж службы (выслугу лег) в уголовно-исполнительной системе Харрасову Р.Р. период службы в органах принудительного исполнения, а именно: с 14 мая 2001 года по 05 апреля 2005 года в Калининском районном отделе г. Уфы Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, с 01 июня 2009 года по 30 сентября 2010 года в Белорецком межрайонном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан. Взыскать с УФСИН по Республике Башкортостан в пользу Харрасова Р.Р. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, почтовые расходы в размере 236, 80 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1 700 рублей. В остальной части исковые требования Харрасова Р.Р. оставлены без удовлетворения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15января 2021 года отменено. Постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Харрасова Р.Р. отказано.
Харрасов Р.Р. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года, постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Харрасов Р.Р. на основании приказа УФСИН по Республике Башкортостан от 08 июля 2020 года N 316-лс уволен со службы 08 июля 2020 года по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Из уведомления УФСИН по Республике Башкортостан от 16 июля 2020 года следует, что Харрасову Р.Р. назначена пенсия за выслугу лег с 09 июля 2020 года (льгот. 22 лет) в сумме 19 623, 51 рублей.
Судом установлено, что Харрасов Р.Р. 14 мая 2001 года принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Калининского подразделения г. Уфы; 19 ноября 2001 года ему присвоен классный чин - юрист 3 класса, 19 мая 2003 года присвоен классный чин - юрист 2 класса.
С 1 января 2005 года истец назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судом Калининского районного отдела г. Уфы Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, 05 апреля 2005 года уволен по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
01 июня 2009 года истец назначен на должность федеральной государственной службы старшего специалиста 2 разряда Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов, 08 июля 2009 года ему присвоен классный чин - юрист 2 класса, 07 августа 2009 года назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя тоже отдела, 11 августа 2010 года ему присвоен классный чин - юрист 1 класса, 30 сентября 2010 года уволен с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент назначения пенсии и исчисления стажа службы (выслуги лет) изменения, внесенные Федеральным законом N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 5 ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 197-ФЗ, уже действовали, соответственно, при исчислении стажа службы (выслуги лет) истца спорные периоды прохождения Харрасовым Р.Р. службы в органах принудительного исполнения следовало включить (засчитать) в стаж службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 84 Федерального закона N197-ФЗ контракт с сотрудником может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление от 22 сентября 1993 года N 941) указано какие именно периоды засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.
Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ) в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.
Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, вновь принятый закон не распространяется на ранее возникшие служебные отношения, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для включения периода замещения Харрасовым Р.Р. государственной должности судебного пристава в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе.
Придя к таким выводам, суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал Харрасову Р.Р. в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что пункт 5 части 2 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ во взаимосвязи со статьей 6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ предусматривает включение в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе, помимо периода службы в самой УИС, период прохождения службы в органах принудительного исполнения - территориальных органах Федеральной службы судебных приставов и их подразделениях, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 328-ФЗ от 1 октября 2019 года) система принудительного исполнения Российской Федерации включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (и их подразделения). До 1 января 2020 года данный Федеральный закон именовался "О судебных приставах".
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8 данного Федерального закона).
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" в данный реестр включены должности судебного пристава-исполнителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723 в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, согласно которых действие Порядка исчисления выслуги распространено на органы принудительного исполнения Российской Федерации.
При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723 прямо определено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением пункта 15, вступающего в силу с 1 июля 2020 года.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что периоды прохождения службы в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов и их подразделениях до 1 июля 2020 года не могут быть включены в выслугу лет для назначения пенсии за работу в уголовно-исполнительной системе
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у кассационного суда не имеется, выводы суда основаны на соответствующих нормах материального права, доводы истца были предметом надлежащей судебной оценки и отклонены с приведением в судебном постановлении подробной мотивировки.
При этом суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующее спорные правоотношения, в приведенных судом формулировках.
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харрасова Русима Рамилевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Т.Е. Тураева
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.