Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 г, дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 апреля 2022 г. по гражданскому делу N 2-4011/2021 по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об обязании зачесть периоды прохождения службы в выслугу лет, перерасчете заработной платы, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что с 08 июня 2021 года ему назначена пенсия за выслугу лет в органах внутренних дел. При этом период службы в органах налоговой полиции исчислен ему в календарном исчислении. С 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года он проходил службу в органах налоговой полиции, с 01 июля 2003 года принят на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке перевода. 15 апреля 2004 года он уволился по собственному желанию. С 16 апреля 2004 года по 07 июня 2021 года он проходил службу в органах внутренних дел. Считает произведенный расчёт пенсии неверным. Размер пенсии неправомерно занижен, также с 16 апреля 2004 года по 07 июня 2021 года неправильно установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет (без учета льготного периода службы в федеральных органах налоговой полиции службы с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года - один месяц службы за полтора месяца), в связи с чем, ежемесячно занижался размер заработной платы.
На основании изложенного просил суд обязать ответчика засчитать периоды с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в федеральных органах налоговой полиции в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы и произвести перерасчёт пенсии с момента назначения с 08 июня 2021 года; обязать ответчика отменить заключение комиссии Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, рассчитанную по состоянию на 01 ноября 2004 года и произвести перерасчёт заработной платы в соответствии с новым расчетом выслуги лет (с учетом льготного периода с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года один месяц службы за полтора месяца службы в федеральных органах налоговой полиции службы) за период службы с 16 апреля 2004 года по 07 июня 2021 года; обязать ответчика уплатить проценты на сумму долга, в связи с неправомерным удержанием денежных средств (части пенсии и заработной платы); взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда 100 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановил:"Обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан засчитать ФИО1 период работы с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в федеральных органах налоговой полиции в специальный стаж в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан произвести ФИО1 перерасчет пенсии с момента назначения - 08 июня 2021 года с учётом включения в специальный стаж периода работы с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в федеральных органах налоговой полиции в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан произвести ФИО1 перерасчет заработной платы за период с 06 сентября 2020 года по 07 июня 2021 года с учетом включения в специальный стаж периода работы с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в федеральных органах налоговой полиции в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 7 000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан в остальной части - отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 г. и дополнительным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 апреля 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2021 г. отменено, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
От ФИО1 поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как возражения ответчика на кассационную жалобу он получил только 01 августа 2022 г.
Статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает лиц, участвующих в деле, известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть первая) и устанавливает право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть третья).
Учитывая, что получение возражений на кассационную жалобу ответчика за три дня до начала судебного заседания не может являться уважительной причиной для отложения рассмотрения дела, кроме того указанные возражения судом кассационной инстанции приняты не были в связи с ненадлежащим способом их подачи, а также учитывая, что на иные причины невозможности участия в судебном заседании заявитель жалобы не ссылается, судебная коллегия отказывает ФИО1 в удовлетворении ходатайства истца об отложении рассмотрения дела. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г. сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет один месяц службы за полтора месяца, а проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - один месяц службы за два месяца.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1).
На основании пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет периоды, которые подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел.
Во исполнение абзаца 3 статьи 18 вышеназванного Закона 22 сентября 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно пункту 1(2) указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1(1) данного постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4331-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Абз.33 подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях как один месяц службы за полтора месяца в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена с 1 июля 2003 г.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" за лицами, уволенными со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятыми на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода в соответствии с настоящей статьей, сохраняются сроки выслуги в имевшихся у них специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий (классных чинов, квалификационных разрядов).
Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывалась в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации Управления по Республике Башкортостан N 40-лс от 09 ноября 1999 года, по личному составу, в соответствии со ст.8, 10, 11 и 17 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, старший лейтенант налоговой полиции ФИО1 зачисленный на службу в налоговую полицию с 12 октября 1999 года, приказом ФСНП РФ от 29 октября 1999 года N 1020-лс назначен специалистом отдела по г. Октябрьский по контракту сроком на 5 лет с 12 октября 1999 года. Старшему лейтенанту налоговой полиции ФИО1 установлены должностной оклад 572 рубля в месяц, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 % должностного оклада. Расчет выслуги производится в льготном исчислении.
Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ Управления по Республике Башкортостан N 23-лс от 26 июня 2003 года, по личному составу, исключен из списков личного состава по отделу по г. Октябрьский капитан налоговой полиций ФИО1 (А-078036), специалист 2 категории отдела по г. Октябрьский, уволенный со службы в федеральных органах налоговой полиции приказом ФСНП РФ от 18 июня 2003 года N 726-лс по п. "Е" ст.45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, 30 июня 2003 года. Выплачено капитану налоговой полиции ФИО1 единовременное пособие в размере 5 окладов денежного содержания, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2003 год, пропорционально прослуженному времени, из расчета 3 окладов денежного содержания. Срок службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, для назначения пенсии на 01 июля 2003 года составляет: календарная - 06 лет 24 дня, льготная - 01 год 10 месяцев 10 дней, учеба - 02 года 05 месяцев, всего - 10 лет 04 месяца 04 дня.
Согласно заключению комиссии МВД Республики Башкортостан об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, ФИО1 комиссия засчитала в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, подтвержденные документально, следующие периоды: с 04 июня 1997 года по 04 сентября 1997 года - стажер по должности старшего инженера программиста ОВД г. Октябрьского РБ (приказ ГРВД N 157 от 06 июня 1997 года); с 04 сентября 1997 года - 10 октября 1999 года - старший инженер программист ОВД г. Октябрьского РБ (приказ ГОВД N 287 от 16 октября 1999 года); с 10 октября 1999 года - уволен из органов внутренних дел (приказ ГОВД N 240 от 05 октября 1999 года); с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года - специалист отдела по г. Октябрьский Управления Федеральной службы налоговой службы полиции РФ по РБ (приказ УФСНП РБ N 40 л/с от 09 ноября 1999 года); с 01 июля 2003 года по 15 апреля 2004 года -уполномоченный отдела по г. Октябрьский Управления Госнаркоконтроля России по РБ (УГНК РФ по РБ N 7 л/с от 25 июля 2003 года); с 16 апреля 2004 года по настоящее время - оперуполномоченный межрайонного оперативно-розыскного отдела по выявлению налоговых преступлений в городе Октябрьском, Бакалинском и Шаранском районах РБ оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых преступлений N 3 при МВД (приказ РБ от 31 марта 2004 года N 211 л/с).
Итого по состоянию на 01 ноября 2004 года выслуга лет составляет 07 лет 04 месяца 23 дня.
Выслуга лет ФИО1 на 07 июня 2021 года для назначения пенсии составляет в календарном исчислении 26 лет 04 месяца 23 дня, в льготном нет, что подтверждается расчётом врио заместителя начальника УРЛС МВД по РБ от 21 июня 2021 года.
Майор полиции ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального Закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" приказом МВД по РБ N 241 л/с от 14 мая 2021 года, с 07 июня 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что при исчислении стажа службы (выслуги лет) истца ФИО1 спорный период работы с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в федеральных органах налоговой полиции следовало включить (засчитать) в стаж службы в льготном исчислении: один месяц службы за полтора месяца службы и произвести перерасчет пенсии с момента назначения с 08 июня 2021 года, а также перерасчет заработной платы истца в пределах годичного срока до обращения в суд с иском.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что истец принят на службу в органы внутренних дел не в порядке перевода, а в общем порядке, часть 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется. В этой связи стаж истца в целях определения выслуги лет в органах внутренних дел подлежал проверке при принятии истца на службу в органы внутренних дел и правильно был исчислен календарно по правилам установленным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941.
Кроме того, оценив собранные по делу письменные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что из приказов Федеральной службы налоговой полиции РФ Управления по Республике Башкортостан N 40-лс от 09 ноября 1999 года, N 23-лс от 26 июня 2003 года не следует, что истец занимал те должности и его работа проходила в тех подразделениях, которые предусматривали бы льготное исчисление выслуги. По мнению суда наличие одной лишь ссылки в приказе N 40-лс от 09 ноября 1999 года о назначении истца специалистом отдела по г. Октябрьский ФСНП РФ Управления по РБ о расчёте выслуги в льготном исчислении и определенного при сокращении истца со службы органах налоговой полиции льготного стажа недостаточно для применения нормы абз. 33 подп. "г" п.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции пришёл к выводу о том, что требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности зачесть период прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции с 12 октября 1999 года по 30 июня 2003 года в выслугу лет в льготном исчислении, перерасчёте пенсии удовлетворению не подлежали.
Так как в целях назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периоды, исчисляемые в льготном порядке, законодательством специально не определены, а оснований для отнесения истца к категории лиц, перечисленных в абз. 33 подп. "г" п.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941, не установлено, суд апелляционной инстанции указал, что ответчиком выслуга лет для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы была определена правильно в календарном исчислении, в связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о перерасчёте заработной платы в соответствии с новым расчетом выслуги лет с 16 апреля 2004 года, у суда первой инстанции не имелось, как не имелось оснований для удовлетворения требований об отмене заключения комиссии МВД Республики Башкортостан об установлении выслуги лет на дату 01 ноября 2004 г. для назначения процентной надбавки за выслугу лет, требований об уплате процентов на сумму долга (пенсии и заработной платы), в связи с неправомерным удержанием денежных средств, а также денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы что суд апелляционной инстанции ошибочно трактует необходимость участия в оперативно-розыскной деятельности для должностей оперативного состава, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и не влекут отмены обжалуемого судебного акта, так как основаны на ошибочном толковании норм права.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, апелляционной инстанцией не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2022 г, дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Е.Ф. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.