Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2010 г. N Ф03-752/2010
по делу N А73-12102/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии: от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Регион 34" - Негреева И.В., генеральный директор, протокол N 2 от 12.05.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю на решение от 17.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А73-12102/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион 34" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион 34" (далее - ООО "Регион 34", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, административный орган) от 17.07.2009 N 02-01-23/41-41(н/о) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009, заявление общества удовлетворено. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено в связи с несоблюдением инспекцией порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, административным органом были приняты все необходимые меры для уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав мнение представителя заявителя, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления исполняющего обязанности начальника инспекции от 11.06.2009 N 11 инспекцией проведена проверка деятельности ООО "Регион 34" по соблюдению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу магазине "Новый", расположенном по адресу: Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, с.Харпичан, ул. Школьная, 17. В ходе проверки установлен факт осуществления оборота алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных, а также с нарушением температурного режима, выразившегося в хранении спорной продукции с превышением температурного режима.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 11.06.2009 N 08, протокол об административном правонарушении от 02.07.2009 N 08/41, на основании которых административным органом принято постановление от 17.07.2009 N 02-01-2.3/41-41 (н/о) о привлечении ООО "Регион 34" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, установив в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, вместе с тем удовлетворил требование о признании постановления незаконным и его отмене, поскольку административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлено без участия лица либо законного представителя, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из материалов дела следует, что почтовые уведомления о составлении протокола 02.07.2009 вручены 29.06.2009 Ивановой. При этом доказательств того, что последняя является сотрудником ООО "Регион 34" или ей выдавалась доверенность на представление интересов общества, административным органом не представлено.
Доказательства надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает обоснованным вывод судов о том, что обжалуемое постановление от 17.07.2009 N 02-01-2.3/41-41 (н/о) является незаконным в связи с допущенными административным органом нарушениями процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильном применении судами правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А73-12102/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
...
Доказательства надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает обоснованным вывод судов о том, что обжалуемое постановление от 17.07.2009 N 02-01-2.3/41-41 (н/о) является незаконным в связи с допущенными административным органом нарушениями процессуальных требований, установленных КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2010 г. N Ф03-752/2010 по делу N А73-12102/2009
Текст Постановления предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании