Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-108/2022 по иску прокурора Пуровского района, действующего в интересах Тухватшиной Венеры Шаеховны, к администрации Пуровского района, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района о признании сделки недействительной в части, применении последствий недействительности сделки, по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чаус И.А, заключение прокурора Потапченко А.Е, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах Тухватшиной В.Ш, обратился с иском к администрации Пуровского района, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, с учетом уточнений, о признании недействительными (ничтожными) пунктов соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд (мена) N 332-2020/С от 30.09.2020г. в части оплаты, приложения N 1 к указанному соглашению, о применении последствий недействительности сделки путем взыскания денежных средств в размере 477 700 руб.
Требования мотивированы тем, что аварийный дом N "данные изъяты", в котором проживала истец и была собственником квартиры, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2025 г.г. Нормами жилищного законодательства, а также указанной региональной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, в связи с чем, перечисленные Тухватшиной В.Г. во исполнение условий названного соглашения 477 700 руб. за предоставленное жилое помещение являются неосновательным обогащением.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2022 года требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года, решение суда первой инстанции отменено в части применения последствий недействительности соглашения, в указанной части принято новое решение, которым денежные средства в размере 477 700 руб, уплаченные по соглашению взысканы с администрации Пуровского района в пользу Тухватшиной В.Ш. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, как незаконные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, считает, что при изъятии жилого помещения и земельного участка доплата производится не за разницу в площадях, а за разницу их рыночной стоимости. Тухватшина В.Ш. реализовала свои жилищные права, дав согласие на предоставление по договору мены жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу. Кроме того, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что Департамент не наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства, кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела установлено, что Тухватшина В.Г. до 30.09.2020 г. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 43, 3 кв.м. на основании договора приватизации от 29.12.2005 и части земельного участка, площадью 2186 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по этому же адресу.
Распоряжением администрации Пуровского района N 700-РА от 10.10.2016 на основании заключения N 9 от 10.10.2016 Межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, многоквартирный жилой дом N "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу. При этом Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района предписано провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме в срок до 31.12.2026 г.
Расселение многоквартирного жилого дома N 10, расположенного по адресу: "данные изъяты", запланировано в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО N 346-П от 05.04.2019 г. (и. 537 Перечня).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района N 1025-ДП от 06.11.2019 г. принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 186 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", для муниципальных нужд - в целях сноса жилого многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Вместе с земельным участком подлежат изъятию все находящиеся на нем объекты недвижимого имущества, с последующим прекращением в отношении них права частной собственности.
30.09.2020 г. между истцом и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 332-2020/С, по условиям которого у истца в связи со сносом многоквартирного жилого дома N "данные изъяты", были изъяты принадлежащие ей на праве собственности квартира N "данные изъяты", общей площадью 43, 3 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по тому же адресу, и взамен предоставлены в собственность земельный участок, площадью 1 775 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", и жилое помещение - квартира N "данные изъяты", общей площадью 54, 3 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенные по адресу: "данные изъяты". При этом на истца возложена обязанность по выплате разницы в стоимости квартир - 1 686 000 руб. с рассрочкой платежа на 5 лет (п.п. 1.9- 1.15).
Как указано в приложении N 1 к соглашению от 30.09.2020 N 332-2020/С, Тухватшина В.Ш. обязана ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, осуществлять оплату в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в размере 28 100 руб.
Основанием прекращения права собственности истицы является соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 332-2020/С от 30.09.2020 г.
Всего за период с 30.09.2020 г. по 22.02.2022 г. истцом Тухватшиной Э.Р. во исполнение условий соглашения N 332-2020/С перечислено в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района 477 700 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", раздела 3 и 4 региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2024, пришел к выводу о безвозмездном характере предоставления жилого помещения взамен жилого помещения признанного аварийным и подлежащим сносу.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, указав, что действующим законодательством, а также указанной выше региональной программой не предусмотрена доплата при переселении из ветхо-авариного жилого фонда, включенного в адресную программу.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района и принимая решение о взыскании с администрации Пуровского района в пользу Тухватшиной В.Ш. денежных средств, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 41, 42 Устава муниципального округа Пуровский район, Положением об администрации Пуровского района и ее структуре, утвержденном решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 N 64, Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, утвержденном решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 N 80, абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что Департамент с 01.01.2021 г. не наделен полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд и заключению дополнительных соглашений об изъятии имущества для муниципальных нужд, по признанию домов аварийными и подлежащими сносу, также с 01.01.2021 Департамент не является главным администратором доходов бюджета муниципального округа в части обеспечения поступления в бюджет разницы между изымаемым земельным участком и расположенным на нем объектом недвижимости и предоставляемым объектом недвижимого имущества и не обладает полномочиями по возвращению гражданам уплаченных денежных средств в счет погашения разницы между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности предъявленных прокурором требований к администрации Пуровского района, как к главному распорядителю бюджетных средств в указанной сфере.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе Департамента, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федераций 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 N 346-П (ред. от 20.12.2020) утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, спорный дом, признанный аварийным до 01.01 2017, включен в указанную программу со сроком отселения до 28.06.2021.
Разделом III указанной выше адресной программы предусмотрено, что цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.
В целом цена муниципального контракта либо договора ФЖС ЯНАО не должна превышать произведения общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в автономном округе, применяемую в целях приобретения жилых помещений в государственную собственность автономного округа для обеспечения жильем отдельных категорий граждан и предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, утверждаемую нормативным правовым актом Правительства автономного округа.
Таким образом, как верно указали суд первой и апелляционной инстанции, законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, поэтому предоставление истцу жилого помещения с доплатой разницы в стоимости, равно как взимание платы с истца за вновь предоставляемое жилое помещение, нельзя признать законным.
В связи с чем суды правомерно пришли к выводу о незаконности состоявшегося между сторонами соглашения в части доплаты и применения последствий недействительности соглашения.
По указанным выше основаниям не могут быть признаны состоятельными доводы кассационной жалобы об обязанности собственника произвести доплату за разницу рыночной стоимости вновь предоставленного жилого помещения, о несогласии с выводами судебных инстанций.
Выводы судов мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Ссылка заявителя на то, что Департамент на момент рассмотрения дела являлся главным распорядителя бюджетных средств не может быть принята во внимание, основанием для отмены апелляционного определения в указанной части не является, прав заявителя не нарушает, самой администрацией Пуровского района судебный акт не оспаривается.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2022 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.