Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-15/2022 по административному исковому заявлению Темрюкского районного союза потребительских кооперативов об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Темрюкский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, возражения представителя административного истца Петрий Н.Г. по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Темрюкский районный союз потребительских кооперативов обратился в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" "данные изъяты". В обоснование требований указано, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора указанных земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 21 марта 2022 г. заявленный административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 24 649 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 13 996 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков определено считать 7 июля 2021 г.
Заинтересованным лицом администрацией муниципального образования Темрюкский район подана апелляционная жалоба, в которой администрация просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает, что судом не дана оценка доводам о разделе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с исключением из него площади зоны горно-санитарной охраны. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков влияет на наполняемость бюджета.
Административным ответчиком департаментом имущественных отношений Красноярского края также подана апелляционная жалоба, в которой департамент просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что кадастровая оценка земельных участков проведена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
Относительно доводов апелляционных жалоб представителем административного истца по доверенности Петрий Н.Г. представлен отзыв.
От представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Темрюкский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес"
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2020 г.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере: с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 358 491, 68 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 15 567 662, 25 руб. на основании указанного Приказа N 1882.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, административный истец представил отчеты от ДД.ММ.ГГГГ г. N, N, выполненные оценщиком Союза "Крымская торгово-промышленная палата" ФИО10, согласно которым по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 16 730 696 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 9 932 030 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчеты об оценке объектов недвижимости, определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ г. N, выполненной экспертом АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз" ФИО11 по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 18 197 019 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 293 183 руб.
Согласно части 1 статьи 83 КАС РФ в случае если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
Судом первой инстанции было установлено, что к заключению эксперта не были приложены документы, подтверждающие квалификацию эксперта, членство в саморегулируемой организации оценщиков, полис страхования.
Подпунктом "и" пункта 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, установлено, что отчет должен содержать описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.
Судом также было установлено, что экспертное заключение не содержит скриншоты объявлений исследуемых объектов-аналогов, что не позволяет считать используемую информацию достоверной и проверяемой.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов вышеуказанного экспертного заключения, определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз".
Согласно дополнительному заключению эксперта АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз" ФИО12 N от ДД.ММ.ГГГГ г, рыночная стоимость земельных участков на дату оценки составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 18 197 019 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 293 183 руб.
Согласно части 2 статьи 83 КАС РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов вышеуказанного экспертного заключения, определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Юг Эксперт Центр".
Назначая по административному делу повторную экспертизу, суд первой инстанции, допросив эксперта ФИО13. в судебном заседании, исходил из невозможности устранения в полном объеме возникших сомнений в обоснованности представленного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ г. N, от ДД.ММ.ГГГГ г. N, поскольку заключение эксперта не основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных, а также выполнено с нарушением Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, в том числе в связи с отбором несоответствующих объектов-аналогов по виду разрешенного использования, применению необоснованных корректировок.
Мотивы назначения повторной судебной оценочной экспертизы подробно изложены в определении от ДД.ММ.ГГГГ г, с которыми судебная коллегия соглашается.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ г. N, выполненной экспертом ООО "Юг Эксперт Центр" ФИО14, отчеты об оценке N и N от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой. Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 г. составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 24 649 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 13 996 000 руб.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта ФИО15 в судебном заседании, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подходов обоснован; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах.
В представленных в материалы дела выписках из Единого государственного реестра недвижимости имеются сведения об ограничениях прав на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса российской Федерации, Постановление "Об утверждении правил установления на местности водных границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" N 17 от 10 января 2020 г, срок действия 13 ноября 2018 г.
С учетом определения кадастровой стоимости на 1 января 2020 г, в отсутствие иных сведений об установлении на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах, экспертом обоснованно не установлено оснований учесть их в качестве факторов, имеющих существенное значение при определении рыночной стоимости для цели установления кадастровой стоимости. Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Темрюкский район об обратном, а также о разделе в настоящее время земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с образованием двух земельных участков, с исключением площади зоны горно-санитарной охраны, равной 2 691 кв.м, какого-либо значения в рассматриваемом споре по оспариванию кадастровой стоимости на дату оценки 1 января 2020 г. не имеют.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется соответствующая подписка.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения повторной судебной оценочной экспертизы не имеется, учитывая, что данным заключением подтвержден размер рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена по состоянию на 1 января 2020 г. на основании заключения повторной судебной оценочной экспертизы.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о незаконности судебного решения и необходимости его отмены суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования Темрюкский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.