Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сударикова Ивана Кузьмича на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Сударикова Ивана Кузьмича к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании бездействия должностных лиц незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Судариков И.К. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в не учёте обстоятельств, установленных в решении Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3714/2011, согласно проведённым экспертизам в 2011 году здания многоквартирного дома (далее - МКД) N 71а по улице Калинина в городе Хабаровске, при проведении проверки в 2021 году; обязать ответчика провести проверку обстоятельств, установленных в решении Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3714/2011, согласно проведённым экспертизам здания МКД N 71а в 2011 году.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06 апреля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Сударикова И.К. отказано.
01 июля 2022 года и 19 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба Сударикова И.К, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 15 июня 2022 года, и дополнительные пояснения к кассационной жалобе, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами сделан неверный вывод об отсутствии у административного ответчика обязанности осуществлять контроль по ранее принятым государственными органами предписаниям, поскольку эти меры фактически принимаются (выдано предписание от 15 февраля 2021 года). При этом, суды отменили обязанность ответчика принимать меры по устранению причин трещинообразования, установленные еще в 2011 году. Кроме этого, со стороны административного ответчика имеет место бездействие, выраженное в не привлечении к административной ответственности виновного лица по факту самовольного строительства (разработан котлован без разрешительной документации на строительство), либо направления соответствующего материала по подведомственности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04 июля 2022 года кассационная жалоба Сударикова И.К. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных пояснений к кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сударикову И.К. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (? доли в праве собственности).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08 июля 2011 года по делу N А73-3714/2011 заявление ТСЖ ФИО5 удовлетворено частично, и признано недействительным предписание от 14 марта 2011 года N 3-93/47, выданное Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в адрес ТСЖ ФИО5 в части обязания в срок до 28 апреля 2011 года выполнить строительство здания по улице Истоминой, согласно разработанному проекту.
Данным решением установлено, что предписанием от 14 марта 2011 года N 3-93/47 ТСЖ ФИО5 предписано в целях устранения причин деформации здания, согласно заключению ГОУ ВПО "Государственный университет путей сообщения" в срок до 28 апреля 2011 года: выполнить полную засыпку котлована с уплотнением грунта или строительство здания по улице Истомина согласно разработанному проекту; трещины в стенах заделать саморасширяющимся цементным растровом; продолжить систематическое наблюдение за установленными маяками на фасаде дома до устранения причин деформации грунтов основания здания и в течении полугода после устранения причин, если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
06 июля 2021 года Судариков И.К. обратился в Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края с заявлением о проведении внеплановой проверки в отношении ТСЖ "Калинка" об исполнении предписания от 14 марта 2011 года N 3-93/47, а также о предоставлении информации о проведении проверок исполнения ТСЖ ФИО5 данного предписания.
Из ответа Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 28 июля 2021 года за N К27-09-293-251, следует, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08 июля 2011 года по делу N А73-3714/2011 Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края были выявлены нарушения; что в настоящее время региональный государственный жилищный надзор осуществляет Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Также в ответе разъяснено, что вопросы содержания территорий МКД не входят в полномочия Комитета, в связи с чем, обращение перенаправлено по подведомственности в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
16 июля 2021 года Судариков И.К. обратился в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о проведении внеплановой проверки в отношении ТСЖ "Калинка" об исполнении предписания от 14 марта 2011 года N 3-93/47.
В ответе Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 16 июля 2021 года за N 06-18-8581, с учётом письма от 13 декабря 2021 года, сообщено, что, ранее по аналогичному обращению Главным управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Калинка", по результатам проверки ТСЖ выдано предписание от 15 февраля 2021 года NП2021-02.1-0493 о проведении обследования на предмет установления причин образования трещин на ограждающих конструкциях МКД N 71а по улице Калинина в городе Хабаровске с установкой маяков и проведением мониторинга со сроком исполнения до 01 августа 2021 года; по вопросу предоставления информации по результатам проверок, проводимых в 2011 году также сообщено, что в соответствии с приказом Росархива от 20 декабря 2019 года N 236 срок хранения документов составляет 5 лет, в связи с чем, не представляется возможным предоставить информацию по результатам проверок, проводимых в 2011 году, в связи с их уничтожением.
Также, в письме Главного управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2021 года было дополнительно сообщено, что по ранее выданному предписанию проведена проверка, в ходе которой установлено проведение наблюдения ТСЖ "Калинка" за установленными на трещинах фасада маяками; признаки угрозы обрушения МКД N 71а по улице Калинина в городе Хабаровске от негативного влияния близлежащего котлована на МКД N 71а не выявлены; согласно заключению специализированной организации ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" указанный котлован разработан в 2004 году.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Положением о государственном жилищном надзоре, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года N 493, утратившим силу 19 октября 2021 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30 сентября 2021 года N 1670, установлены требования к организации и проведению государственного жилищного надзора. Согласно пункту 3 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Государственный жилищный надзор на территории Хабаровского края осуществляется Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 декабря 2021 года, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края создано 25 октября 2012 года (ОГРН 1133721011236).
Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края прекратила свою деятельность путём реорганизации в форме присоединения 21 января 2013 года к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 года N 371-пр утверждено Положение о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, пунктом 3.1.2.11. которого установлено, что в полномочия Главного управления входит, в том числе, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установили, что 14 марта 2011 года Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в адрес ТСЖ ФИО5 выдано предписание, в соответствии с которым ТСЖ "Калинка" предписано в целях устранения причин деформации здания, согласно заключению ГОУ ВПО "Государственный университет путей сообщения" в срок до 28 апреля 2011 года выполнить полную засыпку котлована с уплотнением грунта, заделать трещины в стенах саморасширяющимся цементным растровом, продолжить систематическое наблюдение за установленными маяками на фасаде дом; что документы по результатам проверок, проводимых в 2011 году, уничтожены по истечении срока хранения; а также установили, что 15 февраля 2021 года Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в адрес ТСЖ ФИО5 также выдано предписание о проведении обследования на предмет установления причин трещин образования на ограждающих конструкциях МКД N 71а с установкой маяков и проведением мониторинга со сроком исполнения до 01 августа 2021 года, по результатам которого признаки угрозы обрушения многоквартирного дома N 71а по улице Калинина в городе Хабаровске от негативного влияния близлежащего котлована не выявлены; и пришли к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, а также об отсутствии полномочий административного ответчика по контролю за ранее выданными предписаниями Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Судариковым И.К. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Между тем, в кассационной жалобе Судариков И.К. по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, действующим законодательством, в том числе региональным, вопреки доводам кассационной жалобы, на Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края не возложена обязанность по осуществлению контроля по ранее принятому Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края предписанию.
Кроме этого, Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края принимаются необходимые меры по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда края, а именно по результатам проверки ТСЖ "Калинка" Главным управлением выдано предписание от 15 февраля 2021 года о проведении обследования на предмет установления причин трещин образования на ограждающих конструкциях МКД N 71а по улице Калинина в городе Хабаровске с установкой маяков и проведением мониторинга со сроком исполнения до 01 августа 2021 года.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Сударикова И.К. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сударикова Ивана Кузьмича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.