24 августа 2022 года город Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Хребтовой Н.Л. рассмотрел в соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации без судебного заседания кассационную жалобу ПАО "ДЭК" на апелляционное определение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2022 года по делу по иску ПАО "ДЭК" к Лебедевой Ольге Владимировне, Шевченко Светлане Александровне о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ДЭК" обратилось в суд с иском к Лебедевой О.В, Шевченко С.А. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в жилом помещении по ул. "адрес" в городе Уссурийске за период с апреля по июнь 2020 года, январь 2021 года в размере 5 611 рублей 84 копейки, указывая, что срок поверки индивидуального прибора учета электрической энергии истек в 1 квартале 2020 года. Собственник жилого помещения Лебедева О.В. замену ИПУ не обеспечила, в связи с чем расчет произведен исходя из норматива потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 1, 5 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 354 п. 60, а именно из расчета: 375х 2 чел. х1, 5 = 1125 кВт х 3, 04 (тариф) = 3420 рублей в месяц.
Решением мирового судьи судебного участка N 65 судебного района города Уссурийска и Уссури йского района Приморского края от 27 декабря 2021 года иск ПАО "ДЭК" удовлетворен. С Лебедевой О.В, Шевченко С.А. в пользу ПАО "ДЭК" солидарно взыскана задолженность по оплате электроэнергии за период с апреля по июнь 2020 года, январь 2021 года в размере 5 611 рублей 84 копейки, а также судебные расходы на оплату госпошлины по 200 рублей с каждой.
Апелляционным определением Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2022 года решение мирового судьи отменено и принято новое решение, которым исковые требования ПАО "ДЭК" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ПАО "ДЭК" просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение мирового судьи.
От Лебедевой О.В. поступили письменные возражения с просьбой об оставлении апелляционного определения без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении обжалуемого апелляционного определения не допущено.
Отменяя решение мирового судьи об удовлетворении иска ПАО "ДЭК" и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что начисление задолженности за период с 6 апреля по июнь 2020 года исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно пункту 1 которого приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, поскольку мораторий, установленный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации N 424 действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежащих начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (показания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Согласно разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данным в письме от 19 мая 2020 года N 18848-ОЛ/04, приостановление действия подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 220 года N 424.
Требования ПАО "ДЭК" затрагивают период действия постановления N 424, положения которого предписывают гарантирующему поставщику с 6 апреля по 31 декабря 2020 года принимать показания прибора учета.
В связи с изложенным подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что срок межповерочного интервала по спорному прибору истек до 6 апреля 2020 года и поэтому расчет размера платы за коммунальную услугу производится без учета показаний такого ИПУ в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам" внесены изменения в Правила N 354.
Пункт 80(1) после абзаца первого дополнен абзацем следующего содержания: гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.
В пункте 80(2) абзац первый изложен в следующей редакции: установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г, а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционное определение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "ДЭК" - без удовлетворения.
Судья Н.Л. Хребтова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.