Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 10 декабря 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N2-9274/2021), которым постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.09.2020 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периода работы Ишхановой А.Л. с 01.08.1986 по 01.04.2005, в календарном исчислении периода с 01.09.1984 по 05.07.1986.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев период работы Ишхановой А.Л. с 01.08.1986 по 01.04.2005, в календарном исчислении период с 01.09.1984 по 05.07.1986.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Ишхановой А.Л. досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2018.
установила:
Истец Ишханова А.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
N 8 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 17.09.2018 года, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев с 01.08.1986 года по 01.04.2005 года, в календарном исчислении период с 01.09.1984 года по 05.07.1986 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2018 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области от 17.09.2018 года было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, полагала данное решение незаконным.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности Шахбазян Г.А. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Акимова А.К. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области.
Истец, извещенная о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика по доверенности Демехину К.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности Байбатырову Д.М, полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления в части обязания ответчика назначить страховую пенсию по доводам апелляционной жалобы имеются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановлени я Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и следует из представленных доказательств, что 17.08.2018 года Ишханова А.Л. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 17.09.2018 года Ишхановой А.Л. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
В стаж истца на соответствующих видах работ не был включен период работы с 01.08.1986 года по 01.04.2005 года в должности медицинской сестры-анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации ЗАО "Канакер-Зейтун" медицинский центр (Республика Армения), так как постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 и Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам учреждений здравоохранения. Работа в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО и т.д.) в специальный стаж засчитана быть не может.
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец обратилась в Симоновский районный суд г. Москвы.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 06.07.2021 года частично удовлетворены исковые требования Ишхановой А.Л, на ответчика Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность включить в подсчет специального страхового стажа период работы Ишхановой А.Л. с 01.08.1986 года по 01.04.2005 года. Решение вступило в законную силу.
Вместе с тем, страховая пенсия истцу не была установлена в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как усматривается из трудовой книжки Ишхановой А.Л, в период с 01.08.1986 года (пр. N 98 от 23.07.86) по 01.04.2005 года (пр. от 31.03.2005 N 44) истец осуществляла трудовую деятельность в ЗАО Медицинский центр "Канакер-Зейтун" в должности дежурной анестезистки в анест-реанимационном отделении, в должности медсестры анестезиологического и реанимационного отделения.
Из справок ЗАО Медицинский центр "Канакер-Зейтун" от 19.10.2017 года N 205, от 08.08.2018 года N 202 усматривается, что Ишханова А.Л. 23.04.1967 года рождения, работала в отделении анестезиологии и реанимации ЗАО "Канакер-Зейтун" медицинский центр" (бывшее - "8-ое медобъединение" Здравоохранительное Государственное Закрытое Акционерное Общество (ЗГЗАО) в период с 01.08.1986 года (приказ 98/15 - 23.07.1986) по 01.04.2005 года (приказ 44 - 31.03.2005) в качестве медицинской сестры-анестезистки.
Согласно справке ЗАО Медицинский центр "Канакер-Зейтун" от 24.12.2018 года N 5/17-312, в соответствии с Законом об акционерных обществах Республики Армения, решению правительства Республики Армении N 538 от 22.11.97 года, указу президента РА "О государственном управлении в городе Ереване" от 06.05.1997 года, решению мэра города Еревана N 76 от 25.02.1998 года, государственное здравоохранительное учреждение "Медицинское объединение N 8 мэрии горда Еревана", в которое Ишханова А.Л. поступила на работу в 01.08.1986 года, было реорганизовано в государственное медицинское закрытое акционерное общество "Медицинское объединение N 8".
30.10.2003 года в соответствии с решением правительства Республики Армения N 413-Н "О реорганизации ряда медицинских акционерных обществ и не торговых учреждений города Еревана в рамках программы об оптимизации" государственное медицинское закрытое акционерное общество "Медицинское объединение N 8" было переименовано в ЗАО Медицинский центр "Канакер-Зейтун", который является правопреемником вышеупомянутых юридических лиц. Держателем 100 процентов акций ЗАО Медицинский центр "Канакер-Зейтун" является Республика Армения в лице Мэрии города Еревана.
Разрешая требования истца о включении в подсчет специального стажа периода работы с 10.08.1986 года по 01.04.2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, руководствуясь Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.10.20022 г. N 781, от 22.09.1999 г. N 1066, от 06.09.1991 г. N 464, от 17.12.1959 г. N 1397, которыми утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что период работы Ишхановой А.Л. с 10.08.1986 года по 01.04.2005 года надлежит зачесть в льготном исчислении, поскольку в указанный период истец работала в должности медицинской сестры анестезиологического и реанимационного отделения, что предусмотрено указанными Списками.
Также материалами дела подтверждается, что в период с 01.09.1984 года по 05.07.1986 года истец обучалась в Ереванском базовом медицинском училище N 1 Министерства Здравоохранения Армянской ССР, что подтверждается дипломом
КТ N 000334 от 07.07.1986 года.
Удовлетворяя требования истца о включении в подсчет специального стажа периода обучения, суд первой инстанции исходил из того, что в период обучения истца в медицинском училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которому, в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (пп. "з", "и" п.109).
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, аналогичны позиции, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Удовлетворяя требования истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 17.08.2018 года стаж истца на соответствующих видах работ составил более 30 лет медицинской деятельности.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться исходя из следующего, поскольку при подсчете спорных периодов, которые на основании данного решения подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, специальный стаж истца составит 29 лет 10 месяцев 05 дней, то есть менее необходимых 30 лет.
Так, период работы с 01.08.1986 года по 01.04.2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев составит 28 лет, период учебы с 01.09.1984 года по 05.07.1986 года в календарном исчислении составит 1 год 10 месяцев 05 дней, соответственно общий специальный стаж истца составит 29 лет 10 месяцев 05 дней.
Доводы представителя истца о том, что общий специальный стаж за указанные периоды составляет 30 лет 03 месяца, судебная коллегия полагает необоснованными, несоответствующими требованиям п.47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области назначить истцу пенсии с 17.08.2018 года и отказе в удовлетворении данного требования.
Допущенные в судебном постановлении описки подлежат исправлению в порядке ст.200 ГПК РФ.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 10 декабря 2021 года отменить в части обязания Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области назначить Ишхановой А.Л. досрочную страховую пенсию по старости с 17.08.2018 года.
В данной части принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Симоновского районного суда г. Москвы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.