Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Ефимовой И.Е, судей фио, фио, при помощнике судьи Королевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. гражданское дело N 2 - 3423/2021 по апелляционной жалобе истца Хубаева Д.А. на решение Тверского районного суда адрес от 24 сентября 2021 года, с учетом дополнительного решения суда от 01 июня 2022 года, которым постановлено:
"Иск Хубаева Дмитрия Александровича к ПАО "ИНГРАД" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО "ИНГРАД" в пользу Хубаева Дмитрия Александровича неустойку сумма, в счет компенсации морального вреда сумма, штраф сумма, почтовые расходы и расходы по оформлению доверенности в сумме сумма
В удовлетворении иска в большем размере - отказать.
Взыскать с ПАО "ИНГРАД" в бюджет адрес государственную пошлину сумма", Взыскать с ПАО "ИНГРАД" в пользу Хубаева Дмитрия Александровича неустойку за нарушение срока передачи объекта долевого строительства за период с 25.09.2021 года по 06.11.2021 года в размере сумма, штраф в размере сумма, расходы на почтовую корреспонденцию по отправлению заявления об уточнении исковых требований в размере сумма
Взыскать с ПАО "ИНГРАД" в бюджет адрес государственную пошлину сумма"
УСТАНОВИЛА:
Истец Хубаев Д.А. обратился в Тверской районный суд адрес с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ПАО "ИНГРАД", в котором просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока передачи объекта долевого строительства за период с 01 января 2021 года по 24 сентября 2021 года в размере сумма, неустойку за нарушение срока передачи объекта долевого строительства за каждый день просрочки в размере сумма, начиная с 25 сентября 2021 года и до дня фактического исполнения обязательств по передаче объекта долевого строительства, компенсацию морального вреда в размере сумма, а также судебные расходы, в обоснование которого указал, что 16 октября 2018 года между ним и ООО адрес заключен договор NДДУ/СП3-01-09-029/2 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, по условиям которого, ответчик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить и передать объект долевого строительства: 2 - комнатную квартиру с условным номером 29 на 9 этаже общей площадью 77, 2 кв. м, расположенную по адресу: адрес, Хорошево-Мневники, адрес.
В соответствии с п. 4.1 цена договора по соглашению с Участником долевого строительства определена, как сумма денежных средств, подлежащих уплате Участником долевого строительства Застройщику на возмещение затрат на строительство Объекта долевого строительства и на оплату Застройщика и составляет сумму, в размере сумма
Объект долевого строительства передан участнику долевого строительства 06 ноября 2021 года.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию с требованием уплатить неустойку за просрочку передачи объекта долевого строительства, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Представитель истца Хубаева Д.А. по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО "ИНГРАД" по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила применить положения ст. 333 ГК РФ к суммам неустойки и штрафа.
Судом постановлено приведенное выше решение от 24 сентября 2021 года, в редакции дополнительного решения от 01 июня 2022 года, об отмене которого и удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам апелляционной жалобы просит истец Хубаев Д.А.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, уважительных причин неявки не представили. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку истец и ответчик извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не представили доказательств невозможности явки в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался ст. ст. 1 - 4, 5, 6, 8, 10 Федерального закона от 30.12.2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ст. ст. 309, 333
Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что
16 октября 2018 года между ним и ООО адрес, правопреемником которого является ПАО "ИНГРАД", заключен договор N ДДУ/СП3-01-09-029/2 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, по условиям которого, ответчик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить и передать объект долевого строительства: 2 - комнатную квартиру с условным номером 29 на 9 этаже общей площадью 77, 2 кв. м, расположенную по адресу: адрес, Хорошево -Мневники, адрес (л. д. 11 - 26).
В соответствии с п. 4.1 цена договора по соглашению с Участником долевого строительства определена, как сумма денежных средств, подлежащих уплате Участником долевого строительства Застройщику на возмещение затрат на строительство Объекта долевого строительства и на оплату Застройщика и составляет сумму в сумма, которая была оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с п. 5.1 договора застройщик обязался передать объект долевого строительства участнику долевого строительства в срок до 30 сентября 2020 года, однако передаточный акт был подписан сторонами только 06 ноября 2021 года. (л. д. 137).
03 июня 2021 года истец направил ответчику претензию с требованиями выплатить неустойку за нарушение срока передачи объекта долевого строительства, которая осталась без исполнения со стороны ответчика (л. д. 29 - 34).
В своём отзыве на исковое заявление ответчик ПАО "ИНГРАД" указал о необходимости применения ст. 333 ГК РФ к суммам неустойки и штрафа (л. д. 81 - 85).
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно исходил из того, что ответчик свои обязательства по договору участия в долевом строительстве не выполнил, срок передачи объекта долевого строительства, предусмотренный договором, нарушил. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования истца о взыскании с ответчика неустойки подлежат удовлетворению.
Определяя размер неустойки за нарушение ответчиком срока выполнения обязательств по передаче объекта долевого строительства за период с 01 января 2021 года по 06 ноября 2021 года, суд обоснованно посчитал ее несоразмерной последствиям нарушения обязательства, в связи с чем уменьшил неустойку в порядке ст. 333 Гражданского кодекса РФ до сумма. При этом суд принял во внимание длительность нарушения ответчиком срока исполнения своих обязательств, имущественное положение истца, доводы представителя ответчика о причине нарушения сроков передачи объекта долевого строительства (л. д. 81 - 85), а также степень выполнения обязательства должником.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из положений ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", счел возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере сумма, при этом суд исходил из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с положениями п.6 ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей", разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в Постановлении N17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", с ответчика в пользу истца взыскан штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере сумма из расчета: (сумма + сумма)/2. Оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ к сумме штрафа суд первой инстанции не усмотрел.
Судебные расходы по делу распределены в соответствии со ст. ст. 94, 98, 100, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца фио о несогласии с размером неустойки являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене решения суда в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как указано в п.26 "Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013) (ред. от 04.03.2015), суд вправе уменьшить размер неустойки за нарушение предусмотренного договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, установив, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Неустойка подлежит уменьшению в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым, в зависимости от степени выполнения ответчиком своих обязательств, действительного размера ущерба, причиненного в результате указанного нарушения, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
По смыслу ст. 333 ГК РФ при применении неустойки, суд обязан с учетом требований разумности и справедливости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Проанализировав в совокупности характер возникших между сторонами правоотношений и степень виновности ответчика, принимая во внимание соотношение размера взыскиваемой истцом неустойки и цены объекта долевого строительства, период допущенной ответчиком просрочки, последствия нарушения последним обязательств, размер причиненного ущерба, факт уведомления истца о завершении строительства, факт передачи объекта по акту приема - передачи, исходя из принципа компенсационного характера любых мер ответственности, соразмерности допущенного ответчиком нарушения права истца последствиям нарушения обязательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГПК РФ, о применении которой было заявлено ответчиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что взысканный судом размер неустойки не ведет к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства, а также к необоснованному обогащению истца за счет ответчика. Кроме того, в пункте 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что правила пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются при уменьшении неустойки, установленной за нарушение неденежного обязательства, если иное не предусмотрено законом. Тем самым нет оснований считать, что единственным критерием соблюдения баланса интересов кредитора и должника в обязательстве по передаче объекта недвижимости по договору участия в долевом строительстве может выступать размер процентов, определяемый ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судом первой инстанции не были применены положения ст. 333 ГК РФ к размеру штрафа, который был взыскан в размере
сумма из расчета: (сумма + сумма) / 2.
Таким образом, выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 24 сентября 2021 года, с учетом дополнительного решения от 01 июня 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Хубаева Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.