Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Щербаковой А.В, Мошечкова А.И, при секретаре Чельдиеве Г.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское
дело N 2-336/2022 по апелляционной жалобе ДГИ г.Москвы на решение Басманного районного суда г. Москвы от 24 февраля 2022 г, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 N 2622-Р об отказе во включении Даниловой А.В, *** года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать за Даниловой А.В, *** года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Возложить на Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы обязанность включить Данилову А.В, *** года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юго-Западного административного округа города Москвы обратился в суд в интересах Даниловой А.В. с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения незаконным, признании права на однократное предоставление жилого помещения, возложении обязанности включить в список. Мотивировал тем, что прокуратурой поведена проверка по обращению Даниловой А.В. о защите ее права в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В ходе проверки установлено, что Данилова А.В. родилась *** г..в городе ***, до 24 сентября 2010 г..была зарегистрирована по адресу: ***; с 13 августа 2010 г..по 15 июля 2020 г..была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***; с 15 июля 2020 г..зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***. Мать Даниловой А.В. *** по состоянию здоровья не могла осуществлять родительские обязанности. Решением Тираспольского городского суда Приднепровской Молдавской Республики от 6 ноября 2009 г..*** признана недееспособной. Отец Даниловой А.В. - ***, *** года рождения решением Тираспольского городского суда Приднепровской Молдавской Республики от 11 июня 2012 г..лишен в отношении Даниловой А.В. родительских прав. Решением Государственной Администрации города Тирасполь Приднепровской Молдавской Республики от 22 ноября 2004 года N 3445 *** назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Даниловой А.В. Постановлением муниципалитета внутригородского муниципального образования Южное Бутово в городе Москве от 31.08.2009 N 391-П личное дело Даниловой А.В. поставлено на учет в органе опеки и попечительства ВМО Южное Бутово в городе Москве.
Распоряжением ОСЗН района Южное Бутово города Москвы от 12.09.2016 N 839-р/оп Соколова-Нарольская Н.Т. освобождена от обязанностей попечителя на безвозмездной основе и назначена попечителем над Даниловой А.В. по договору о приемной семье. Соколова-Нарольская Н.Т. 25 февраля 2019 г..обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении Даниловой А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 N 1103-Р отказано в установлении факта невозможности проживания Даниловой А.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 года N 2622-Р Даниловой А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания Даниловой А.В. в жилом помещении по адресу: ***, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 года N 1103-Р.
Прокурор полагал, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 N 2622-Р противоречит действующему законодательству и нарушает права Даниловой А.В. в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 г..N 2622-Р, признать за Даниловой А.В. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, возложить на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обязанность включить Данилову А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ДГИ Г.Москвы, полагая его незаконным.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Данилова А.В. родилась *** г. в городе Подольске Московской области, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До 24 сентября 2010 г. Данилова А.В. была зарегистрирована по адресу: ***.
Решением Государственной Администрации города Тирасполь Приднепровской Молдавской Республики от 22 ноября 2004 года N 3445 ***, проживающая по адресу: ***, назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Даниловой А.В, *** года рождения, принимая во внимание, что родители: мать - *** и отец - *** находятся в розыске с 19 июля 2004 года, как утратившие связь с родственниками.
Мать Даниловой А.В. *** по состоянию здоровья не могла осуществлять родительские обязанности.
Решением Тираспольского городского суда Приднепровской Молдавской Республики от 06 ноября 2009 года *** признана недееспособной.
Отец Даниловой А.В. - ***, *** года рождения решением Тираспольского городского суда Приднепровской Молдавской Республики от 11 июня 2012 г. лишен в отношении Даниловой А.В. родительских прав.
В связи с переменой места жительства опекуна *** в город ***, постановлением муниципалитета внутригородского муниципального образования Южное Бутово в городе Москве от 31 августа 2009 года N 391-П личное дело Даниловой А.В. поставлено на учет в органе опеки и попечительства ВМО Южное Бутово в городе Москве
Распоряжением ОСЗН района Южное Бутово г. Москвы от 12.09.2016 N 839-р/оп *** освобождена от обязанностей попечителя на безвозмездной основе и назначена попечителем над Даниловой А.В. по договору о приемной семье.
Данилова А.В. с 13 августа 2010 г. по 15 июля 2020 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***; с 15 июля 2020 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 сентября 2020 года N 77-00-4001/5006/2020-3240 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Даниловой А.В. на территории Российской Федерации отсутствуют.
25 февраля 2019 г. попечитель Даниловой А.В. - *** обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении Даниловой А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. В качестве основания для включения в список подопечной, законный представитель указала, что Данилова А.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 N 1103-Р отказано в установлении факта невозможности проживания Даниловой А.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 года N 2622-Р Даниловой А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания Даниловой А.В. в жилом помещении по адресу: ***, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 N 1103-Р.
Иных оснований для отказа во включении Даниловой А.В. в список города Москвы распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 N 2622-Р не содержит.
Как установлено судом, Данилова А.В. с 13 августа 2010 г. по 15 июля 2020 г. была зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной квартире общей площадью 77, 5 кв.м, жилой площадью 44, 4 кв.м, расположенная по адресу: ***.
Из материалов дела также следует, что Хользуновская квартирно-эксплуатационная часть КЭУ гор. Москвы в качестве наймодателя 22 июля 2008 г. заключила с Ермошкиным Д.А. (наниматель) договор социального найма жилого помещения N 650004779 на жилое помещение, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации по адресу: ***, в соответствии с которым указанное жилое помещение было предоставлено для проживания Ермошкину Д.А. и членам его семьи: Нарольской И.А. (жене), Нарольскому В.Д. (сыну).
Распоряжением начальника Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 155/8/95 жилое помещение по адресу: *** предоставлено Ермошкину Д.А. на семью из трех человек: ***.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 15 июля 2021 г. признано право собственности Ермошкина Д.А. на жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***. Решение суда вступило в законную силу 24 августа 2021 г.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Исходя из содержания данной нормы, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает на всей территории Российской Федерации, порядок реализации указанного права устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 61), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
В ч. 3 ст. 13 Закона города Москвы N 61 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 5.1 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список города Москвы). В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которые достигли возраста 14 лет.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в список, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).
Согласно п. 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу п. 3 Правил формирования списка, в список, в том числе, включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают, в том числе, законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 2 Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП (приложение 1), формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
По смыслу п. 1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждалось, что регистрация по месту жительства и проживание Даниловой А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: *** были обусловлены исключительно установлением в отношении нее опеки со стороны *** и проживанием по указанному адресу ее опекуна (затем - попечителя), которая является матерью нанимателя жилого помещения.
Управлением по реализации жилищных программ Минобороны России квартира по указанному адресу 16 июля 2008 г. предоставлена семье Ермошкина Д.А. в составе трех человек на условиях договора социального найма в связи с прохождением службы в вооруженных силах Министерства обороны Российской Федерации на основании решения соответствующего органа, то есть, до постановки несовершеннолетней Даниловой А.В. постановлением Муниципалитета ВМО Южное Бутово в городе Москве от 31.08.2009 N 391-П на учет подопечных в органе опеки ВМО Южное Бутово в городе Москве.
Поскольку жилое помещение по адресу: ***, за Даниловой А.В. не сохранялось, до устройства на семейную форму воспитания Данилова А.В. по данному адресу не проживала, районный суд пришел к выводу, что это жилое помещение не может рассматриваться как ранее занимаемое Даниловой А.В, а при таких обстоятельствах, факт невозможности проживания Даниловой А.В. в ранее жилом помещении, расположенном по адресу: ***, установлению не подлежит и распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 года N 1103-Р правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
На момент принятия оспариваемого распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 года N 2622-Р, которым Даниловой А.В. отказано во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, она с 15 июля 2020 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.
Учитывая вышеизложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, районный суд пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 10 сентября 2020 N 2622-Р является незаконным и подлежит отмене, а требования прокурора о признании за Даниловой А.В. права на однократное предоставление жилого помещения, возложении обязанности включить ее в список, подлежат удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции мотивированы. Судебная коллегия не находит оснований с ними не согласиться.
Вопреки доводам, изложенным в жалобе, выводы суда основаны на верном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в отсутствие нарушений норм процессуального права.
Вопреки доводам апеллятора, районный суд верно установил, что жилое помещение по адресу: *** за Даниловой А.В. не сохранялось, до устройства на семейную форму воспитания Данилова А.В. по данному адресу не проживала, следовательно, это жилое помещение не может рассматриваться как ранее занимаемое Даниловой А.В, а факт невозможности проживания Даниловой А.В. в этом жилом помещении установлению не подлежит и распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 апреля 2019 года N 1103-Р правового значения для разрешения настоящего спора не имеет. Иные основания для отказа отсутствовали. Следовательно, в соответствии с ч.1 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.205 г. N 61, Данилова А.В, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежала признанию нуждающейся в обеспечении жилым помещением и должна была быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из письма Тираспольского УСЗН следует, что за Даниловой А.В. сохранено право пользование жилым помещением в г. Тирасполь Приднепровской Молдавской Республики, которое принадлежит ее матери, также не влечет отмену судебного постановления, поскольку Данилова А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2010 года постоянно зарегистрирована и проживает в г. Москве, в данном субъекте жилым помещением не обеспечена, следовательно, в силу приведенных выше норм имеет право на дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации - г. Москвы, что прямо относится к его расходным обязательствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 24 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.