Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 апреля 2010 г. N Ф03-2102/2010
по делу N A24-4692/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае - Магдыч Е.А., представитель по доверенности от 01.04.2010 N 32-01-05/457; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае на решение от 22.12.2009 по делу N А24-4692/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению агентства по занятости населения Камчатского края к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о признании недействительным предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Камчатского края решением от 22.12.2009 частично удовлетворил требования агентства по занятости населения Камчатского края (далее - агентство), признав недействительным предписание руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - Управление Росфиннадзора, административный орган) от 06.08.2009 N 38-01-05/1296 в части, обязывающей агентство до 16 октября 2009 года восстановить на лицевой счет неправомерные расходы в сумме 41400 руб.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Административный орган обжаловал указанный судебный акт в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В частности, заявитель жалобы указал на неприменение судом при разрешении спора положения абзаца 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095).
В отзыве на жалобу агентство просит оставить этот судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя Управления Росфиннадзора, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что по результатам проверки агентства по занятости населения Камчатского края по вопросу использования субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения за 2008 год руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае вынесено предписание от 06.08.2009 N 61.
Данным предписанием Управление Росфиннадзора обязало агентство в срок до 16.10.2006 установить районный коэффициент работникам агентства и Краевых государственных учреждений Центр занятости населения, подведомственных агентству, при начислении денежного содержания за счет средств федерального бюджета (субвенции) в размере 1,6, а также восстановить на лицевой счет неправомерные расходы любым соответствующим действующему законодательству способом в общей сумме 269423,58 руб., в том числе 41400 руб. излишне возмещенных командировочных расходов.
Агентство оспорило предписание в судебном порядке в части, обязывающей его восстановить на лицевой счет излишне возмещенные командировочные расходы в сумме 41400 руб.
Удовлетворяя требования агентства в указанной части, суд исходил из того, что в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" Министерство финансов Российской Федерации приказом от 11.07.2005 N 89н утвердило Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Положение).
Ссылаясь на пункт 5 Положения, содержащий перечень полномочий территориального управления, в том числе в части, касающейся осуществления контроля и надзора за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, суд пришел к выводу, что территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не вправе обязывать проверяемых лиц восстанавливать в бюджетном учете неправомерно израсходованные денежные средства.
Между тем, судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Управление Росфиннадзора в соответствии с пунктом 5.14.7 Положения имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Абзацем 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии со статьей 3 БК РФ, Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам, указанным в статье 2 БК РФ.
Пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В статье 281 БК РФ определены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а в статье 283 БК РФ предусмотрел основания применения мер принуждения за данные нарушения.
Выявленные в ходе проверки нарушения нормативно-правовых актов не содержат признаков, перечисленных в статьях 281, 283 БК РФ, однако привели к неправомерному израсходованию средств федерального бюджета и должны быть устранены, в том числе и путем возможности государства восстановить существующее положение и предупредить дальнейшие правонарушения.
Кроме того, требование о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета, изложенное в оспариваемом предписании, не является мерой принуждения в смысле статьи 282 БК РФ, поскольку не предусматривает привлечение агентства к ответственности, а содержит лишь предложение по устранению обнаруженных в ходе проверки нарушений.
Поскольку пункт 4 Указа N 1095 не устанавливает перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, и не определяет порядок применения таких мер, следовательно, не устанавливает виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и не противоречит БК РФ.
В своем предписании Управление Росфиннадзора не обязывает агентство восстанавливать в бюджетном учете неправомерно израсходованные денежные средства, оно лишь указывает на необходимость восстановить на лицевой счет неправомерные расходы, что соответствует абзацу 2 пункта 4 Указа N 1095, согласно которому средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
Поскольку при разрешении спора арбитражным судом не был применен Указ N 1095, то доводы, приведенные Управлением Росфиннадзора в кассационной жалобе, подтверждают неправильное применение судом норм права, что является основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 22.12.2009 по делу N А24-4692/2009 Арбитражного суда Камчатского края о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 06.08.2009 N 38-01-05/1296 в части, обязывающей агентство по занятости населения Камчатского края до 16 октября 2009 года восстановить на лицевой счет неправомерные расходы в сумме 41400 руб., отменить.
Требования агентства по занятости населения Камчатского края в указанной части оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку пункт 4 Указа N 1095 не устанавливает перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, и не определяет порядок применения таких мер, следовательно, не устанавливает виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и не противоречит БК РФ.
В своем предписании Управление Росфиннадзора не обязывает агентство восстанавливать в бюджетном учете неправомерно израсходованные денежные средства, оно лишь указывает на необходимость восстановить на лицевой счет неправомерные расходы, что соответствует абзацу 2 пункта 4 Указа N 1095, согласно которому средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
Поскольку при разрешении спора арбитражным судом не был применен Указ N 1095, то доводы, приведенные Управлением Росфиннадзора в кассационной жалобе, подтверждают неправильное применение судом норм права, что является основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 апреля 2010 г. N Ф03-2102/2010 по делу N A24-4692/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании