Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 апреля 2010 г. N Ф03-2619/2010
по делу N A04-6744/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от Управления лесного хозяйства Амурской области - Щербина Ю.С., представитель по доверенности от 26.05.2009 N 233; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Амурской области на решение от 04.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А04-6744/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Управления лесного хозяйства Амурской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области о признании недействительным представления.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Амурской области решением от 04.12.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010, отказал Управлению лесного хозяйства Амурской области (далее - Управление) в удовлетворении заявления о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - Росфиннадзор) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.06.2009 N 23-03-17/1505.
Решение мотивировано тем, что в нарушение требований действующего законодательства Управление лесного хозяйства Амурской области производило выплаты районного коэффициента к заработной плате работников в размере 1,3 и ежемесячного денежного поощрения за счет субвенций федерального бюджета, и, соответственно, излишние выплачивало отпускные и процентные надбавки к заработной плате.
Управление обжаловало указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссыпаясь на неправильное применение судами норм материального права. В частности, заявитель жалобы считает ошибочными выводы судов о неправомерном применении Управлением районного коэффициента в размере 1,3 к заработной плате, а также ссылается на неправильное толкование статей 84, 85, 133, 289 Бюджетного кодекса (далее - БК РФ).
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В отзыве на жалобу Росфиннадзор просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя для участия в судебное заседание не обеспечил.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя Управления, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федераций предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Законом Амурской области от 11.04.2005 N 471-03 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" для г. Благовещенска установлен коэффициент 1,3. Согласно статье 1 настоящего Закона, его действие распространяется на лиц, проживающих в области, в том числе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и работающих по трудовому договору в организациях, финансируемых из областного бюджета. Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами областного бюджета в части выплат, касающихся граждан, перечисленных в статье 1 настоящего Закона (статья 3).
Подпунктом 5 статьи 15 Закона Амурской области от 13.12.2006 N 261-03 "О государственной гражданской службе Амурской области" гражданским служащим Амурской области установлена дополнительная выплата в виде ежемесячного денежного поощрения - дифференцировано (максимальный размер ограничивается двумя должностными окладами). Согласно пункту 18 настоящего Закона финансирование расходов на оплату труда гражданских служащих осуществляется за счет средств областного бюджета, то есть гарантии для работников государственных учреждений Амурской области компенсируются за счет средств бюджета субъекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов из федерального бюджета понимаются
межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При разграничении полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней необходимо учитывать правовой режим средств финансовой помощи. Согласно статье 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов субвенции не относятся, а являются целевыми средствами,
Следовательно, гарантии для работников государственных учреждений Амурской области в виде получения надбавок и доплат в повышенном размере по сравнению с доплатами и надбавками, установленными федеральным законодательством, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта, а не федеральных средств.
Судами установлено, что Управление осуществляло выплату районного коэффициента к заработной плате своих работников в размере 1,3, тогда как Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 в Амурской области установлен районный коэффициент в размере 1,2. При изложенных обстоятельствах суд правомерно отказал в признании недействительным оспариваемого представления, так как в нарушение требований действующего законодательства выплаты осуществлялись за счет субвенций федерального бюджета.
Довод заявителя жалобы о том, что Управление Росфиннадзора при проверке не выявило нарушений Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лестных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, является несостоятельным, поскольку данный нормативный акт не предусматривает выплату заработной платы работникам с указанием размера районного коэффициента за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 04.. 12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А04-6744/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Управление осуществляло выплату районного коэффициента к заработной плате своих работников в размере 1,3, тогда как Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 в Амурской области установлен районный коэффициент в размере 1,2. При изложенных обстоятельствах суд правомерно отказал в признании недействительным оспариваемого представления, так как в нарушение требований действующего законодательства выплаты осуществлялись за счет субвенций федерального бюджета.
Довод заявителя жалобы о том, что Управление Росфиннадзора при проверке не выявило нарушений Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лестных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, является несостоятельным, поскольку данный нормативный акт не предусматривает выплату заработной платы работникам с указанием размера районного коэффициента за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2010 г. N Ф03-2619/2010 по делу N A04-6744/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2619/2010