Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2010 г. N Ф03-3622/2010
по делу N А73-14246/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: В.В. Манина, специалист по договорной работе по доверенности от 19.11.2009 N79 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" на решение от 25.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А73-14246/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 360904 руб. 86 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" (далее - ООО "РН-Комсомольский НПЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 360904 руб. 86 коп. пени за просрочку доставки груза.
Решением арбитражного суда от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010, исковые требования удовлетворены в сумме 333035 руб. 82 коп., в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "РН-Комсомольский НПЗ" просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт. Заявитель не согласен с применением судом положений пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 32 (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной). Полагает, что акты общей формы не являются допустимыми доказательствами обоснованности увеличения срока доставки груза, отцепки вагонов по независящим от перевозчика обстоятельствам, в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Указывает, что в транспортной железнодорожной накладной определены все существенные условия, в том числе и срок доставки груза, который рассчитывается с учетом нормативных актов и технических требований к перевозкам грузов железнодорожным транспортом.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "РН-Комсомольский НПЗ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил. При этом заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Проверив законность судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым их изменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, со станции Уяр Красноярской железной дороги в адрес - ООО "РН -Комсомольский НПЗ" на станцию назначения Дземги ДВЖД отправлен в составе групповой отправки груз -нефть сырая в количестве 10 вагонов-цистерн по железнодорожной накладной N ЭФ 980823. Срок доставки истекает 31.10.2008.
Установлено, что в пути следования вагон N50135607 отцеплялся на ст. Тайшет для устранения технической неисправности, о чем составлены акты общей формы N32063, N33413. На станцию назначения спорный вагон прибыл 07.11.2008. Вагоны NN 50334531, 50657048, 50918788, 50955905, 73407009, 74829219, 74843228 задержаны 24.10.208 на ст. Тасимо по уменьшению веса поезда. Вагон N50657048 на ст. назначения прибыл 03.11.2008.
Вагоны NN50334531, 50918788, 73407009, 74829219, 74843228 задержаны на ст. Тында 28.10.2008 по уменьшению условий длины поезда, на станцию назначения прибыли 07.11.2008.
Вагон N50955905 отцеплен на ст. Хани 26.10.2008 по причине расформирования поезда, на станцию назначения прибыл 05.11.2008.
Грузополучатель, установив, что груз прибыл с просрочкой в его доставке, обратился с претензией к ответчику об уплате пени на основании статьи 97 УЖТ РФ в сумме 360904 руб. 86 коп.
Отклонение претензии перевозчиком послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что груз в вагоне N 50135607 доставлен на станцию назначения с просрочкой 3 суток. При этом расчет срока доставки груза судом произведен с учетом применения пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, поскольку такой порядок применяется независимо от того, по чьей вине возникла неисправность.
Между тем судом неправильно применены нормы материального права.
В пути следования указанные вагоны отцеплялись на ст. Тайшет по причине технического брака (нагрев роликовой буксы), о чем имеются соответствующие отметки в накладной NЭФ 980823 и составлены акты общей формы N32063, N33413 на ст. Тайшет.
Таким образом, просрочка доставки указанного вагона по отношению к сроку доставки, указанному в накладной N ЭФ 980823 (31.10.2008), составила в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом по вагону N50135607 - 7 суток.
Приведенный судом расчет, по срокам доставки груза исходя из нормативных сроков по групповым, по вагонным отправкам по станциям Тайшет, Дземги сделан без учета срока доставки, установленного железнодорожной накладной NЭФ 980823, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и не соответствует требованиям статье 33 УЖТ РФ, поэтому является неправильным.
Таким образом, исходя из пункта 13 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также установив, что приведенные в актах причины отцепки вагонов связаны с качеством подготовки вагонов к перевозке, что не свидетельствует об их возникновении по независящим от перевозчика причинам, суд сделал ошибочный вывод о применении в данном случае пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
Учитывая, что судом при расчете сроков доставки по вагону N50135607 неправильно применены нормы материального права, а из представленных доказательств: железнодорожной накладной, дорожных ведомостей следует, что просрочка доставки груза по вагону N 50135607 составила 7 суток, в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени за просрочку доставки груза по спорному вагону составляет 48770 руб. 82 коп.
Поэтому решение и постановление в части взыскания пени подлежит изменению. Сумма пени, подлежащая взысканию, составляет 360904 руб. 86 коп., сумма расходов по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ, статье 333.21 НК РФ составляет 8718 руб. 10 коп.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А73-14246/2009 Арбитражного суда Хабаровского края изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "РН-Комсомольский НПЗ" пени в сумме 360904 руб. 86 коп., госпошлину по иску в сумме 8718 руб. 10 коп., госпошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительные листы и произвести поворот исполнения измененных судебных актов в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный судом расчет, по срокам доставки груза исходя из нормативных сроков по групповым, по вагонным отправкам по станциям Тайшет, Дземги сделан без учета срока доставки, установленного железнодорожной накладной NЭФ 980823, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и не соответствует требованиям статье 33 УЖТ РФ, поэтому является неправильным.
Таким образом, исходя из пункта 13 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также установив, что приведенные в актах причины отцепки вагонов связаны с качеством подготовки вагонов к перевозке, что не свидетельствует об их возникновении по независящим от перевозчика причинам, суд сделал ошибочный вывод о применении в данном случае пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
Учитывая, что судом при расчете сроков доставки по вагону N50135607 неправильно применены нормы материального права, а из представленных доказательств: железнодорожной накладной, дорожных ведомостей следует, что просрочка доставки груза по вагону N 50135607 составила 7 суток, в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени за просрочку доставки груза по спорному вагону составляет 48770 руб. 82 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2010 г. N Ф03-3622/2010 по делу N А73-14246/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании