Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Килярова М.Х. и Патланя В.А, при помощнике судьи Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой О.Ю. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 мая 2022 г, которым удовлетворены требования старшего прапорщика в отставке Муратова Игоря Александровича о признании незаконными действий федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком учёта инвестиционного дохода на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Волковой А.В. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
Муратов И.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с отказом в начислении на его именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с 16 сентября 2010 г. по 31 декабря 2019 г.;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации выплатить ему доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за указанный период в размере 1028910руб. (без учета ранее поступивших на счет 10000руб.);
- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации 28 300 руб. в счет возмещения судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины и оплаты услуг представителя.
Решением гарнизонного военного суда требования административного истца удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с расчётом размера упущенного инвестиционного дохода за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г. в отношении Муратова И.А, обязал Министерство обороны Российской Федерации выплатить административному истцу упущенный инвестиционный доход за период с 16 сентября 2010 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 1 028 910 руб, взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Муратова И.А. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и уплатой государственной пошлины в размере 3 300 руб.
В удовлетворении требований административного истца о взыскании судебных расходов на сумму, превышающую 3 300 руб, отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и анализируя положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что на основании вступившего в законную силу решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 2 июня 2021 г. федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" 17 февраля 2021 г. произведён расчёт недополученного Муратовым И.А. дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г. в размере 10 000 руб. с учётом дохода от инвестирования накоплений за 4 квартал 2020 г. Законодательство не предусматривает дополнительное начисление военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета.
По мнению автора жалобы, возложение судом на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанности по учету на именном накопительном счёте административного истца как участника накопительно-ипотечной системы денежных средств в указанном размере является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащим, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, законом не предусмотрено, так как военнослужащим законодательно не гарантировано наличие инвестиционного дохода на их именных накопительных счетах ввиду того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу.
В заключение автор жалобы выражает несогласие с принятым судом решением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Муратова И.А. 3 300 руб. в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя, считая их завышенными.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно пунктам 1 и 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с частями 1, 4-6 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно пункту 6 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр накопительно-ипотечной системы независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из пункта 7 этих же Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Таким образом, при расчёте накоплений для жилищного обеспечения учитывается, что их формирование на именном накопительном счете осуществляется нарастающим итогом за весь период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы с момента возникновения у него оснований для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
По делу установлено, что Муратов И.А. включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы 23 августа 2020 г. с датой возникновения основания для включения в указанный реестр - 16 сентября 2010 г.
В связи с этим доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения административного истца начислялся и учитывался только за 4 квартал 2020 г.
В 2021 году Муратов И.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с неначислением на его именной накопительный счёт инвестиционного дохода за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г.
Вступившим в законную силу решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 2 июня 2021 г. (дело N 2а-181/2021) заявленные Муратовым И.А. требования удовлетворены и на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" возложена обязанность произвести расчет и истребовать сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала зачислению за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г, а Министерство обороны Российской Федерации - перечислить на его счёт данные денежные средства.
Из содержания указанного решения суда усматривается, что по нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа Муратов И.А. несвоевременно включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы, что привело к начислению на его именной накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения без учета дохода от их инвестирования за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
В порядке исполнения указанного решения суда федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" произведён расчет дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения Муратова И.А. за период с 16 сентября 2010 г. по 23 августа 2020 г, который учтен на именном накопительном счёте административного истца в размере 10 000 руб.
Не согласившись с произведенным федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" расчётом дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за указанный период, Муратов И.А. обратился в гарнизонный военный суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае необходимо сопоставить размер инвестиционного дохода, учтённого на именном накопительном счёте Муратова И.А. за спорный период, с размером инвестиционного дохода военнослужащего, включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы в одно время с административным истцом, в отношении которого подобных нарушений не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 утверждены Правила раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно пунктам 3 - 7 названных Правил уполномоченный орган ежегодно осуществляет раскрытие информации о формировании и инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе размещая ее на сайте в сети Интернет. При этом уполномоченный орган несет ответственность за полноту и достоверность раскрытия информации.
Исходя из приложения N 7 к Правилам, уполномоченный орган представляет сведения об инвестиционном доходе, учтённом на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, не воспользовавшегося целевым жилищным займом и накоплениями, за весь период до отчетной даты, в зависимости от времени возникновения основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
В соответствии со сведениями, размещенными в общем доступе на официальном сайте федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" размер инвестиционного дохода участника накопительно-ипотечной системы, включённого в реестр с сентября 2010 года, на 1 января 2020 г. в среднем составляет 1 038 910 руб. (https://www.rosvoenipoteka.ru).
Таким образом, размер инвестиционного дохода, который не был учтен на именном накопительном счёте Муратова И.А. за период с сентября 2010 года по декабрь 2019 года должен составлять, за вычетом учтенных 10 000 руб. по решению суда, не менее 1 028 910 руб.
На основании вышеизложенного, вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, по вине воинских должностных лиц и регистрирующего органа Муратов И.А. поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не допущено.
Установив указанные обстоятельства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав административного истца путем возложения на федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанности учесть на его именном накопительном счёте доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за указанный период в размере 1 028910 руб, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить в федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для начисления на его именной накопительный счёт недополученный доход инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в таком размере.
Учитывая, что сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 находятся в открытом доступе на официальном сайте федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", не направление таких сведений административным истцом в адрес Министерства обороны Российской Федерации, само по себе какие-либо процессуальные права военного ведомства не нарушает.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что суд не вправе самостоятельно произвести расчет дохода от инвестирования накоплений являются безосновательными. Размер указанного дохода административного истца определен судом на основании официальных данных федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Поэтому, вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции в компетенцию указанного учреждения не вторгался.
Что же касается мнения подателя жалобы об отсутствии правовых оснований для начисления в настоящее время на именном накопительном счёте административного истца инвестиционного дохода по причине того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу, то оно является необоснованным, поскольку причитающийся административному истцу по закону инвестиционный доход за период с 16 сентября 2010 г. по 31 декабря 2019 г. начислен на его именной накопительный счёт не был.
Поэтому право административного истца на указанный доход в оспоренный период подлежит восстановлению.
В связи с тем, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность перечислить определенную федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" денежную сумму дохода от инвестирования средств на именной накопительный счёт Муратова И.А, суд на основании статей 111 и 112 КАС Российской Федерации правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по возмещению судебных расходов по уплате административным истцом государственной пошлины и оплате услуг представителя.
Вопреки доводам жалобы, суд, определяя размер судебных расходов, подлежащих возмещению административному истцу, принял во внимание объём и степень сложности административного дела, время, затраченное на составление административного искового заявления, и пришёл к обоснованному выводу о необходимости возмещения истцу 3 000 руб. в счет понесенных им расходов на оплату оказанных ему юридических услуг по данному административному делу.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Муратова Игоря Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: М.Х. Киляров
В.А. Патлань
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.