Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июля 2010 г. N Ф03-3959/2010
по делу N А51-13005/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от заинтересованного лица Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю: Н.В. Галиева, главный специалист юридического отдела, доверенность N 29 от 11.01.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний и Спасского района Приморского края на решение от 25.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Объединенного военного комиссариата г.Спасск-Дальний и Спасского района Приморского края к администрации Спасского городского округа, муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю, третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, о признании незаконными распоряжения от 27.09.2007 N 546-р, действий администрации Спасского городского округа и об освобождении помещений.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 г.
Объединенный военный комиссариат г.Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края (далее - военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Спасского городского округа (далее - администрация), муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний" (далее - учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУГИ, управление) о признании незаконным распоряжение управления от 27.09.2007 N 546-р о выселении учреждения, а также Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из левой половины третьего этажа здания общей площадью 159,8 кв.м и из гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв.м, расположенных по адресу: г.Спасск-Дальний, ул.Надреченская, 15 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что оспариваемое распоряжение управления и действия администрации по удержанию помещений, принадлежащих заявителю на праве оперативного управления, противоречат ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указу Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах".
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю и Главное управление МЧС России по Приморскому краю.
Решением от 31.07.2008 производство по делу в отношении требований к администрации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом заявителя от этой части требований и принятия отказа арбитражным судом. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2009 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010, в удовлетворении требований военного комиссариата отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 2 статьи 296, статье 299 ГК РФ, принято управлением в пределах его компетенции как органа, уполномоченного собственником принадлежащих заявителю объектов на распоряжение ими. Поэтому основания для признания незаконным распоряжения управления и соответственно для выселения учреждения и Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из занимаемых помещений отсутствуют.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении судами статей 209, 299, 301 ГК РФ и нормативных правовых актов, касающихся распоряжения военным имуществом. Полагает, что суды неполно выяснили обстоятельства, касающиеся несения военным комиссариатом бремени содержания спорных помещений, и необходимости их использования для нужд заявителя. Указывает также, что правообладателем данного имущества является Министерство обороны РФ, в полномочия которого входит принятие решений по вопросам распоряжения этим имуществом. Суды необоснованно указали на отсутствие у заявителя заинтересованности в оспаривании распоряжения и не дали оценку всем представленным военным комиссариатом доказательствам.
В суд кассационной инстанции от Военного комиссариата Приморского края поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией в форме присоединения Объединенного военного комиссариата г.Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края к Военному комиссариату Приморского края, которое удовлетворено судом кассационной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Военный комиссариат Приморского края полностью поддержал ее доводы.
ГУ МЧС России по Приморскому краю и администрация в отзывах на кассационную жалобу выражают несогласие с изложенными в ней доводами, просят решение и постановление апелляционного суда оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дал по ним пояснения.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Главы администрации г.Спасска-Дальнего от 28.07.1993 N 578 на баланс в оперативное управление Спасского Горвоенкомата передано здание, расположенное по ул. Надреченской, 15 в г.Спасске-Дальнем.
Впоследствии распоряжением ТУФАУГИ от 15.08.2007 N 455-р вышеуказанное здание, а также гаражи, расположенные по ул.Надреченской, 15, закреплены за военным комиссариатом на праве оперативного управления как объекты федеральной собственности. Государственная регистрация права оперативного управления военного комиссариата на эти объекты произведена 04.05.2008.
27.09.2007 ТУФАУГИ издало распоряжение об изъятии нежилых помещений третьего этажа указанного здания общей площадью 159,8 кв.м и гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв.м из оперативного управления военного комиссариата как излишнего и неиспользуемого имущества. Этим же распоряжением изъятые объекты закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.
Дав оценку данному распоряжению, суды пришли к выводу о том, что оно принято управлением в пределах его компетенции и соответствует статье 296 ГК РФ.
Между тем при рассмотрении спора суды не учли следующее.
В соответствии со статьей 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять только излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", действовавшим на момент издания оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны РФ.
Доказательств соблюдения порядка высвобождения военного имущества, а также доказательств согласия Минобороны России, осуществляющего правомочия собственника спорного недвижимого имущества, на его передачу, в материалах дела не имеется.
Более того, в материалах дела имеется письменный ответ от 03.09.2007 N 3684 военного комиссариата на запрос ТУФАУГИ от 28.08.2007 N 07-9310 об освобождении имущества, в котором военный комиссариат, являющийся в силу пункта 5 Положения о Министерстве обороны и Положения о военных комиссариатах территориальным органом Министерства обороны РФ, выражает свое несогласие на изъятие спорного военного имущества.
Указанным обстоятельствам суды обеих инстанций оценку не дали.
В то же время суды не исследовали вопрос о том, кто фактически занимает спорные помещения - муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний" либо подразделение Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю.
Также судами не исследован вопрос о возможном нахождении в спорных помещениях федеральных учреждений гражданской обороны на момент разграничения права собственности на них на федеральную, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную.
При таких обстоятельствах решение от 25.11.2009 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 подлежат отмене.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить компетенцию управления на распоряжение закрепленным за военным комиссариатом имуществом, с учетом вопросов, поставленных в настоящем постановлении. В зависимости от установленного суду следует дать оценку названному распоряжению и проверить доводы истца о неправомерности нахождения учреждения и подразделения ГУ МЧС России по Приморскому краю в изъятых помещениях.
Руководствуясь статьями 48, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Произвести замену в порядке процессуального правопреемства Объединенного военного комиссариата г.Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края на Военный комиссариат Приморского края.
Решение от 25.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", действовавшим на момент издания оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны РФ.
Доказательств соблюдения порядка высвобождения военного имущества, а также доказательств согласия Минобороны России, осуществляющего правомочия собственника спорного недвижимого имущества, на его передачу, в материалах дела не имеется.
Более того, в материалах дела имеется письменный ответ от 03.09.2007 N 3684 военного комиссариата на запрос ТУФАУГИ от 28.08.2007 N 07-9310 об освобождении имущества, в котором военный комиссариат, являющийся в силу пункта 5 Положения о Министерстве обороны и Положения о военных комиссариатах территориальным органом Министерства обороны РФ, выражает свое несогласие на изъятие спорного военного имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июля 2010 г. N Ф03-3959/2010 по делу N А51-13005/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании