Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 декабря 2010 г. N Ф03-8992/2010
по делу N А80-349/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода на решение от 04.05.2010 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А80-349/2009 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода к обществу с ограниченной ответственностью "Солярис" о взыскании финансовых санкций в размере 5679,10 руб.
Резолютивная часть постановления от 08 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2010 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Солярис" (далее - ООО "Солярис", общество) о взыскании финансовых санкций в размере 5679,10 руб. за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 04.05.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на нарушение управлением процедуры привлечения к ответственности.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, пенсионный фонд подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие надлежащее направление обществу акта проверки от 07.05.2009 N 3/182. Кроме того, управление полагает, что суд в нарушение части 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не оставил заявление пенсионного фонда без рассмотрения. Заявлением от 25.11.2010 б/н управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Общество отзыв на жалобу не представило, в судебном разбирательстве по делу участие не принимало, извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.04.2009 ИФНС России по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода зарегистрировала изменения, внесенные в учредительные документы общества, касающиеся его местонахождения, в связи с чем в этот же день общество снято с учета в ИФНС России по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода и 06.05.2009 поставлено на учет в МИФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу по адресу: г. Анадырь, ул. Ленина, 73.
14.05.2009 общество зарегистрировано в ГУ - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа в качестве страхователя.
07.05.2009 ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода проведена проверка ООО "Солярис" по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, по результатам рассмотрения которой составлен акт N 3/182 и принято решение от 01.06.2009 N 3/182 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 5679,10 руб.
Основанием начисления штрафа послужило непредставление индивидуальных сведений за 2008 год в срок, установленный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
01.06.2009 страхователю направлено требование N 3/182 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 18.06.2009.
Неисполнение требования об уплате финансовых санкций в установленный срок явилось основанием для обращения пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Информационного письма от 11.08.2004 N 79, положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и исходил из отсутствия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций ввиду существенного нарушения условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ по факту обнаруженного налогового правонарушения составляется акт установленной формы, подписываемый должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
При разрешении спора судами установлено, что акт от 07.05.2009 N 3/182 направлен обществу заказным письмом по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Памирская, 11, тогда как на дату рассмотрения акта - 01.06.2009, юридическим адресом страхователя является: г. Анадырь, ул. Ленина, 73. Вместе с тем, управлением не представлено доказательств того, что оно пыталось вручить акт проверки лично страхователю, на акте проверки отсутствует отметка об уклонении страхователя от получения акта. Доказательств получения страхователем указанного документа пенсионный орган не представил.
Оценив представленный пенсионным фондом список N 5 на отправку заказной корреспонденции от 07.05.2009 (л.д. 149 т. 1) и не приняв его в качестве доказательства направления акта проверки по изложенным выше основаниям, суд пришел к выводу о ненадлежащем извещении страхователя о рассмотрении материалов проверки, в связи с чем у него отсутствовала возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, а также представить свои возражения на акт проверки.
Правильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении пенсионным фондом процедуры привлечения общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем правомерно отказал управлению во взыскании 5679,10 руб.
Ссылки заявителя жалобы на часть 2 статьи 148 АПК РФ несостоятельны. В соответствии с данной нормой арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно статье 104 НК РФ налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций после вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Материалами дела подтверждается направление обществу требования с предложением о добровольной уплате штрафных санкций по надлежащему юридическому адресу, следовательно, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А80-349/2009 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
...
Согласно статье 104 НК РФ налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций после вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2010 г. N Ф03-8992/2010 по делу N А80-349/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании