Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Мальцев А.А., представитель по доверенности б/н от 31.12.2009 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 09.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу N А51-4186/2010 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации третьи лица: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края о взыскании 1081598 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" (далее - МУПВ "Некрополь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" в период с июня 2009 года по февраль 2010 года при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, в размере 1081598 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края.
Решением суда от 09.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010, исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы затраты на погребение в сумме 1 081 598 руб., а также государственная пошлина по иску в размере 23815,98 руб.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между РФ и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером. Также Минфин РФ не согласен с судебными актами в части взыскания затрат на погребение за январь-февраль 2010 года. Кроме того, в кассационной жалобе приведены возражения против взыскания с Минфина РФ госпошлины.
Истец, третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными, выразил несогласие с изложенными в кассационной жалобе доводами.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с июля 2009 года по февраль 2010 года муниципальным унитарным предприятием г.Владивостока "Некрополь" в результате необходимости обязательного проведения захоронений понесены убытки в размере 1081598 руб., составляющие расходы на погребение невостребованных умерших в г. Владивостоке.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению услуг по погребению, МУПВ "Некрополь" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов связанных с погребением.
Пунктом 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ определено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Удовлетворяя требования за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, положениями Закона о погребении и Бюджетного кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, личность которых не установлена, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. Суды установили, что Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить финансирование расходов по погребению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, и правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы за счет казны Российской Федерации.
При этом судами правомерно отклонены доводы Минфина РФ о невозможности финансирования расходов за последующий финансовый год, а именно за январь и февраль 2010 года, поскольку доказательств выделения денежных средств из федерального бюджета на соответствующие цели из федерального бюджета в 2010 году не представлено.
Судом кассационной инстанции также отклоняется довод кассационной жалобы о неправомерном взыскании с ответчика государственной пошлины, как не основанный на действующем законодательстве.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Данная позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139).
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 09.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу N А51-4186/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
...
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Данная позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8668/2010 по делу N А51-4186/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании