Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от третьего лица: Аверин В.Н., представитель, доверенность от 10.12.2010 N 4745 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" на решение от 15.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по делу N А59-1706/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к администрации г. Южно-Сахалинска третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность общежитие.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ОАО "Сахалинэнерго") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской обалсти с иском к администрации г.Южно-Сахалинска (далее - Администрация) о возложении на ответчика обязанности по принятию в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 22.
Иск основан на положениях Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и мотивировано тем, что спорный объект относится к муниципальной собственности в силу закона.
Определением суда от 29.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением суда от 15.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты обоснованы отсутствием оснований для обязания Администрации принять спорное общежитие как объект, относящийся к муниципальной собственности в связи с несоблюдением порядка передачи имущества в собственность муниципального образования.
В кассационной жалобе ОАО "Сахалинэнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что спорное общежитие относится к муниципальному имуществу в силу указания закона - Постановления N 3020-1 в связи с этим предъявление Администрацией требований к передаче общежития по приведению его в нормальное техническое состояние, изготовлению технических паспортов, получению решения собственника имущества о передаче являются незаконными и противоречат действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества согласился с доводами, приведенными в отзыве на кассационную жалобу, и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 10 минут 20.12.2010, информация о котором размещалась на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Сахалинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 15.06.1993 N 214 утвержден план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Сахалинэнерго", согласно которому спорное общежитие не вошло в уставный капитал ОАО "Сахалинэнерго".
Дополнительным соглашением к договору купли-продажи от 10.11.1993, заключенным в процессе приватизации между Фондом имущества Сахалинской области и ОАО "Сахалинэнерго", последнему переданы в полное хозяйственное ведение объекты, в том числе спорное общежитие.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения передача объектов, находящихся в полном хозяйственном ведении, в муниципальную собственность производится в соответствии с действующим законодательством.
ОАО "Сахалинэнерго" письмом от 02.02.2010 N с/э-1-18-148 обратилось к мэру г.Южно-Сахалинска с предложением принять в муниципальную собственность общежитие, расположенное по ул. Украинской, 22 в г.Южно-Сахалинске.
Администрация г.Южно-Сахалинска письмом от 10.03.2010 N 014-648 отказала в принятии общежития в муниципальную собственность, ссылаясь на несоблюдение порядка передачи указанного объекта.
Отказ администрации от принятия объекта послужил основанием для обращения ОАО "Сахалинэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды исходили из следующего.
Условия и порядок передачи объектов социально-культурного и бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность на момент приватизации истца были предусмотрены Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее - Положение N 235).
В соответствии с указанным Положением в муниципальную собственность передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Кроме того, данным Положением предусмотрен определенный порядок передачи имущества, в том числе оформления необходимой технической документации и актов приема-передачи имущества.
Судами установлено, что после приватизации ОАО "Сахалинэнерго" не предпринимало мер для передачи спорного общежития в муниципальную собственность в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А59-731/04-с17 по иску ОАО "Сахалинэнерго" о понуждении принять в собственность г.Южно-Сахалинска объекты жилищного фонда установлено, что передача общежития в муниципальную собственность на основании плана приватизации в установленном Положением N 235 порядке осуществлена не была.
В дальнейшем частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122) установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", а также решение городского собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 01.10.2008 N 1253/54-08-3 "О порядке приема в собственность городского округа "Город Южно-Сахалинск", находящегося в федеральной собственности и государственной собственности Сахалинской области имущества и имущества хозяйствующих субъектов различной формы собственности".
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из указанных норм права с учетом правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам о необходимости соблюдения установленного законом порядка передачи имущества в муниципальную собственность, а также о его невыполнении ОАО "Сахалинэнерго".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении иска ОАО "Сахалинэнерго", указав на отсутствие в данном случае оснований для обязания ответчика принять в муниципальную собственность спорное общежитие.
Довод заявителя жалобы о том, что спорное общежитие относится к муниципальному имуществу в силу закона - Постановления N 3020-1 подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку, как установлено судами, передача жилищного фонда в муниципальную собственность должна производиться с соблюдением установленного Федеральным законом N 122 порядка, что не было выполнено в данном случае.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил
Решение от 15.07.2010. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по делу N А59-1706/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение указанной нормы права принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", а также решение городского собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 01.10.2008 N 1253/54-08-3 "О порядке приема в собственность городского округа "Город Южно-Сахалинск", находящегося в федеральной собственности и государственной собственности Сахалинской области имущества и имущества хозяйствующих субъектов различной формы собственности".
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из указанных норм права с учетом правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам о необходимости соблюдения установленного законом порядка передачи имущества в муниципальную собственность, а также о его невыполнении ОАО "Сахалинэнерго".
...
Довод заявителя жалобы о том, что спорное общежитие относится к муниципальному имуществу в силу закона - Постановления N 3020-1 подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку, как установлено судами, передача жилищного фонда в муниципальную собственность должна производиться с соблюдением установленного Федеральным законом N 122 порядка, что не было выполнено в данном случае."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2010 г. N Ф03-8974/2010 по делу N А59-1706/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании