Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Сталкер ТВ": Андронова Д.Н., представитель по доверенности от 01.04.2010 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 по делу N А51-10917/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталкер ТВ" к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконными действий, выразившихся в отказе о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сталкер ТВ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 1361 кв.м для целей, не связанных со строительством, оформленном письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062, и о возложении на Департамент обязанности в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение (распоряжение) о предоставлении указанного земельного участка для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли сроком на три года.
Заявление обоснованно тем, что указание Департаментом в обоснование обжалуемого отказа на расположение спорного земельного участка в границах красных линий, по мнению общества, не является препятствием для предоставления данного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, поскольку статья 27 Земельного кодекса РФ таких оснований для ограничения оборотоспособности земли не содержит.
Решением суда от 26.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд счел обоснованными и законными действия Департамента по отказу в предоставлении земельного участка, ввиду того, что исходя из предполагаемой цели использования испрашиваемого обществом земельного участка, входящего к тому же в состав территории общего пользования, предоставление его в аренду невозможно, поскольку это может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 названное решение суда первой инстанции отменено, требования общества удовлетворены: оспариваемые действия Департамента, признаны незаконными, как несоответствующие Земельному кодексу РФ и на него возложена обязанность в двухнедельный срок с момента принятия постановления вынести решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:230 площадью 1361 кв.м., адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, для целей, не связанных со строительством.
Постановление мотивировано тем, что Департамент не представил суду доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка в красных линиях охранной зоны трубопровода. Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса РФ оснований, препятствующих передаче испрашиваемого земельного участка в аренду.
Департамент в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда от 03.11.2010 как незаконное и оставить в силе решение суда первой инстанции от 26.08.2010.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении апелляционным судом норм материального права. При этом Департамент со ссылкой на подзаконные акты, строительные нормы и правила и постановление Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375 "Об утверждении правил охраны коммунальных сетей в Приморском крае" указывает на недопустимость размещения временных объектов на спорном земельном участке, поскольку это может повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствовать ремонту, о чем также указано в ответе ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представитель Департамента, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явился.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы и выразил мнение, что размещение временного объекта на спорном земельном участке не будет препятствовать доступу к инженерным коммуникациям.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого постановления от 03.11.2010 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, общество 20.08.2008 обратилось в Департамент с заявлением (входящий N 29-8887) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 760 кв.м, расположенного в районе ул. Русская, 57 в г.Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (размещение торгового павильона).
Распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 11.06.2009 N 2325 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1361 кв.м для целей, не связанных со строительством, для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах).
17.07.2009 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 25:28:050049:230, и в тот же день Управлением Роснедвижимости по Приморскому краю выдан кадастровый паспорт земельного участка N 28-1/09-2827.
Общество 17.02.2010 (входящий N 29-3644) дополнительно представило в Департамент откорректированный эскизный проект торгового павильона для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. В поданном в Департамент заявлении от 09.04.2010 (входящий N 29-8306) обществом уточнена площадь земельного (1361 кв.м.) в соответствии с данными кадастрового паспорта.
В ответ на обращение общества Департамент в письме от 30.04.2010 N 29/06-20-6062 сообщил, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок находится в красных линиях охранных зон тепловых сетей.
Считая указанные действия Департамента несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконными действия Департамента по отказу в предоставлении обществу земельного участка для целей, не связанных со строительством, апелляционный суд указал на отсутствие в материалах дела выписки из генерального плана Владивостокского городского округа в подтверждение того, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в красных линиях инженерных сетей трубопровода, а также на отсутствие предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса РФ оснований, препятствующих передаче испрашиваемого земельного участка в аренду.
Между тем приведенные в обжалуемом постановлении мотивы не могут безусловно свидетельствовать о незаконности обжалуемых действий Департамента, поскольку апелляционным судом не дана оценка всем представленным в дело доказательствам и не установлены все значимые для дела обстоятельства.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован правилами статьи 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления.
В указанном заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
При проведении процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение такими земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления соответствующих земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять соответствующий акт, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, при этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, общество, в том числе указало, что направило в Департамент заявление с просьбой предоставить земельный участок в аренду сроком на 3 года для целей, не связанных со строительством, - для размещения торгового павильона, указав уточненную площадь земельного участка - 1361 кв.м, расположенного в районе ул. Русской, д. 57.
Департамент в данном случае в силу Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" и постановления администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком, поскольку он находится в границах административного центра Приморского края (г.Владивосток) и государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Как установлено арбитражными судами, в обоснование оспариваемого обществом отказа Департамент сослался на расположение земельного участка в границах красных линий трубопровода (охранная зона тепловых сетей) со ссылкой на сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте от 17.07.2009 N 28-1/09-2827.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Ссылаясь в обоснование обжалуемого постановления от 03.11.2010 на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, апелляционным судом вопреки статье 71 АПК РФ не дана оценка кадастровому паспорту земельного участка от 17.07.2009 N 28-1/09-2827 (л.д. 31-34) и приложению к распоряжению Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 11.06.2009 N 2325 - схеме расположения земельного участка (л.д. 36), на которые также ссылался Департамент в обоснование своих возражений против доводов общества.
Далее, указывая на отсутствие предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса РФ оснований для ограничения оборотоспособности спорного земельного участка, апелляционным судом не учтено, что по смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ при решении вопроса о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежит выяснению возможность использования испрашиваемого земельного участка для указанных в заявлении целей, в том числе с учетом градостроительной документации.
В то же время апелляционный суд без исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств уклонился от разрешения вопросов о возможности размещения на спорном земельном участке указанного в заявлении общества временного объекта (принимая во внимание содержание эскизного проекта торгового павильона) и не установил, повлечет либо нет размещение обществом временного объекта на земельном участке нарушение прав третьих лиц - владельцев инженерных коммуникаций, а также повлияет ли это на беспрепятственное пользование неограниченным кругом лиц территориями общего пользования - автодорогой.
Между тем без установления названных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, невозможно дать правовую оценку законности действий Департамента, связанных с рассмотрением обращения общества по вопросу предоставления прав на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 03.11.2010 подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить указанные недостатки и с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств на основании надлежащей оценки представленных в дело доказательств разрешить спор с учетом подлежащих применению норм материального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 по делу N А51-10917/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Ссылаясь в обоснование обжалуемого постановления от 03.11.2010 на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, апелляционным судом вопреки статье 71 АПК РФ не дана оценка кадастровому паспорту земельного участка от 17.07.2009 N 28-1/09-2827 ... и приложению к распоряжению Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 11.06.2009 N 2325 - схеме расположения земельного участка ... , на которые также ссылался Департамент в обоснование своих возражений против доводов общества.
Далее, указывая на отсутствие предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса РФ оснований для ограничения оборотоспособности спорного земельного участка, апелляционным судом не учтено, что по смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ при решении вопроса о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежит выяснению возможность использования испрашиваемого земельного участка для указанных в заявлении целей, в том числе с учетом градостроительной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 февраля 2011 г. N Ф03-9966/2010 по делу N А51-10917/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании