г. Хабаровск |
|
15 ноября 2011 г. |
N Ф03-5184/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии
от ООО "Виктория": Аверьянов А.Н., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 4;
от администрации Кировского муниципального района: представители не явились;
от третьего лица: Шмырин Ф.И., представитель по доверенности от 18.10.2011 N 18
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
на решение от 23.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011
по делу N А51-18956/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лошакова А.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Култышев С.Б., Яковенко И.Л., Скрипка Н.А.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
к Кировскому муниципальному району
третье лицо: администрация Горноключевского городского поселения
об обязании осуществить отчуждение (приватизацию) муниципального имущества
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (ОГРН 1062507011632, место нахождения: Приморский край, Кировский район, кп. Горые Ключи, пр-т Лазурный, 1, далее - ООО "Виктория", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Кировского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным отказа в преимущественном праве на приобретение арендуемого муниципального имущества: склада кирпичного площадью 80 кв.м, здания гаража площадью 136,8 кв.м, здания проходной площадью 40,2 кв.м, здания котельной площадью 288,2 кв.м, нежилых административных помещений площадью 206,4 кв.м, расположенных по адресу: Приморский край, кп. Горные ключи, пр-т Лазурный, 1.
Решением от 23.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Виктория" просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявленное требование. В её обоснование заявитель ссылается на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода судов о наличии у общества задолженности по арендной плате. Полагает, что администрацией не доказано того, что спорное имущество необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения и не дана оценка ее действиям как злоупотреблению правом в целях воспрепятствования выкупу обществом арендованного имущества.
Представитель ООО "Виктория" в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции своего представителя не обеспечила.
Представитель администрации Горноключевского городского поселения выразил согласие с принятыми по делу судебными актами.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Виктория" с 01.08.2006 является арендатором муниципального имущества: склада кирпичного площадью 80 кв.м, здания гаража площадью 136,8 кв.м, здания проходной площадью 40,2 кв.м, здания котельной площадью 288,2 кв.м, нежилых административных помещений площадью 206,4 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, кп. Горные ключи, пр. Лазурный,1.
Указанное имущество передано в аренду обществу для осуществления деятельности по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) от физических и юридических лиц.
Арендные отношения оформлялись заключенными с администрацией договорами аренды от 01.08.2006 N 61/06, от 01.09.2007 N 28, от 30.01.2007 N 28/07, от 04.03.2010 N 12/10 и договором от 01.01.2008 N 1, заключенным с администрацией Горноключевского городского поселения.
03.11.2010 общество обратилось в администрацию Кировского муниципального района с заявлением о приватизации арендованного имущества на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 24.11.2010 N 4470 администрация Кировского муниципального района отказала в выкупе имущества со ссылкой на то, что органы местного самоуправления по своему усмотрению принимают решения о приватизации того или иного муниципального имущества. Решений о приватизации арендуемого ООО "Виктория" имущества в 2010 году не принималось, не планируется принятие такого решения и в 2011 году. Кроме того администрация указала, что не вправе принимать решение о приватизации арендуемого истцом имущества, так как оно подлежит безвозмездной передаче в собственность Горноключевского городского поселения.
Считая данный отказ администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий - их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при наличии условий, предусмотренных в пунктах 1-4 указанной статьи Закона, в том числе, если отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Вместе с тем положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ о порядке реализации субъектом малого и среднего предпринимательства указанного права и о возникающих в связи с этим обязанностях уполномоченного органа в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образования для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона ""Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения поселения.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлено, что спорное имущество включено в раздел "имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора" Перечня предприятий, учреждений, имущества, передаваемых из муниципальной собственности Кировского муниципального района в муниципальную собственность Горноключевского городского поселения, согласованного постановлениями администраций Кировского муниципального района (N 640 от 16.11.2000), Горноключесвого городского поселения (N 139 от 18.11.2010), а также решением Думы Кировского муниципального района (N 101 от 10.12.2010) и муниципальным комитетом Горноключевского городского поселения (решение от 18.11.2010 N 21).
При таких обстоятельствах арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что арендованные ООО "Виктория" объекты недвижимости относятся к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, которое не может быть отчуждено из муниципальной собственности без соответствующего решения органа местного самоуправления.
Из материалов дела принятие указанным органом такого решения не усматривается, как и доказательств согласования органами местного самоуправления передачи спорного имущества в муниципальную собственность поселения исключительно с целью воспрепятствования обществу в реализации права на его выкуп.
Кроме того, арбитражными судами на основании оценки исследованных доказательств установлено наличие у ООО "Виктория" задолженности по оплате арендных платежей по договору аренды от 04.03.2010 N 12/10 по состоянию на 03.11.2011 за три календарных месяца.
В связи с отсутствием предусмотренных законом условий, необходимых для реализации обществом права на выкуп спорного имущества, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемый отказ администрации правомерным и не нарушающим права и законные интересы ООО "Виктория".
С учетом изложенного судебные акты об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приняты с правильным применением подлежащих применению норм права.
Доводы заявителя, касающиеся задолженности по арендной плате, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу правил главы 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется.
Другие доводы документально не подтверждены и противоречат материалам дела, поэтому также подлежат отклонению.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, в том числе при отказе апелляционным судом в приобщении к материалам дела новых доказательств, суд кассационной инстанции не усматривает.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения от 23.03.2011 и постановления от 15.07.2011 и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А51-18956/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при наличии условий, предусмотренных в пунктах 1-4 указанной статьи Закона, в том числе, если отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Вместе с тем положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ о порядке реализации субъектом малого и среднего предпринимательства указанного права и о возникающих в связи с этим обязанностях уполномоченного органа в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образования для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона ""Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения поселения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2011 г. N Ф03-5184/11 по делу N А51-18956/2010