г. Хабаровск |
|
27 октября 2011 г. |
N Ф03-5343/2011 |
Резолютивная часть постановления от 26 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: УВД по Камчатскому краю - представитель не явился;
от ООО "Кристалл" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
управления внутренних дел по Камчатскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011
по делу NА24-1570/2011
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Грачёв Г.М., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
По заявлению управления внутренних дел по Камчатскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл"
о привлечении к административной ответственности
Управление внутренних дел по Камчатскому краю (ОГРН 1084101001852, 683003, г.Петропавловск - Камчатский, ул.Ленинградская, д.126, далее - УВД по Камчатскому краю, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ОГРН 1094101002049, 683023, г.Петропавловск - Камчатский, ул.Чубарова, д.4, оф.59, далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 21.06.2011 заявленное требование удовлетворено: общество привлечено к административной ответственности по вышеуказанной норме права и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. с конфискацией двенадцати информационных киосков серии "ИК-01".
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение суда в части конфискации информационных киосков отменено и в данной части принято новое решение об их возврате собственнику имущества, поскольку апелляционный суд пришел к выводу о том, что конфисковать имущество можно только у его собственника, а общество таковым не является. В остальном судебное решение оставлено без изменения, и суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом факта осуществления обществом без выданного в установленном порядке специального разрешения деятельности по проведению азартных игр с использованием указанных информационных киосков.
Законность принятого постановления апелляционного суда проверяется по жалобе УВД по Камчатскому краю, которое просит его отменить в части возврата собственнику информационных киосков и в указанной части оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N6-П от 25.04.2011, считает ошибочными выводы апелляционного суда о невозможности конфискации орудия правонарушения, каковыми в спорных правоотношениях являются 12 информационных киосков, не у собственника этих киосков.
Кроме этого, заявитель жалобы указывает на то, что заключение договора аренды оборудования (информационных киосков) и фактические действия - проведение с их использованием азартных игр вне игорной зоны и без специального разрешения под видом иной деятельности, свидетельствует о том, что заключение вышеназванного договора по сути является способом уклонения от санкции в виде конфискации, применяемой за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса.
Общество отзыв на жалобу не представило и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, как и управление, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.03.2011 сотрудниками УВД по Камчатскому краю проведена проверка по факту проведения азартных игр на информационных киосках в Интернет - клубе, расположенном в г.Елизово по ул. Ленина, 17, в ходе которой установлен факт незаконной деятельности ООО "Кристалл" по организации и проведению азартных игр с использованием 12 информационных киосков серии "ИК-01".
29.03.2011 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N244-ФЗ) в помещении клуба, расположенного по вышеупомянутому адресу, общество осуществляло деятельность по проведению азартных игр с денежным выигрышем с использованием вышеназванных киосков.
На основании статей 27.1, 27.14 КоАП РФ произведен арест указанного оборудования, что нашло отражение в протоколе осмотра от 29.03.2011.
По результатам проведенной проверки 18.04.2011 составлен протокол ЮЛ N001196/1580 по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно указанной норме права, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суды руководствовались статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьями 3, 4, 5, 9, 13, 16 Закона N244-ФЗ.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационных киосков без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) и его вины в совершении вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 3.2 настоящего Кодекса видами административного наказания являются, в частности, административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
При этом в спорных правоотношениях согласно статье 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.
При назначении административного наказания судом первой инстанции учтены: характер совершенного правонарушения; имущественное и финансовое положение юридического лица.
Поскольку целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим обществом, так и другими лицами и, исходя из того, что на территории Камчатского края использование игрового оборудования запрещено законом, а в материалах дела отсутствуют сведения о возможном использовании арестованных информационных киосков в создаваемых игорных зонах на территориях Алтайского, Приморского, Краснодарского краев, Калининградской области; что информационные киоски являются предметами, с помощью которых совершено административное правонарушение, то суд первой инстанции правомерно применил дополнительное наказание - конфискацию информационных киосков в количестве 12 штук, арестованных по протоколу от 29.03.2011.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.
Отменяя решение суда в части конфискации спорного оборудования и возвращая его собственнику имущества, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств причастности собственника имущества - Махарадзе Р.Т. к совершению рассматриваемого правонарушения, сославшись на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N6-П.
Ссылка апелляционного суда в рассматриваемом деле на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N6-П ошибочна по следующим основаниям.
Предметом рассмотренного Конституционным Судом Российской Федерации дела явились положения части 2 статьи 8.28 КоАП РФ, как допускающие по взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 данного Кодекса конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности не правонарушителю, а другому лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение. При этом имущество, принадлежащее хозяйствующим субъектам, может быть свободно использовано ими для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством заключения различных сделок гражданско-правового характера (включая договоры аренды, которым имущество предоставляется за плату во временное пользование).
Между тем, Закон N244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Часть 3 статьи 5 данного Закона устанавливает, что деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Таким образом, игровое оборудование, используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, ограничено в обороте и не может быть передано в аренду лицу, не являющемуся организатором азартных лиц.
Суд первой инстанции правильно указал, что в случае совершения правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого являются не только собственники имущества, но и иные лица.
При этом выводы суда первой инстанции в части конфискации соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 25.04.2011 N6-П и от 14.05.1999 N8-П, согласно которой федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет, тем более, что в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно; во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда в части конфискации 12 информационных киосков и возврата их собственнику имущества, в связи с чем жалоба административного органа подлежит удовлетворению, а постановление апелляционного суда в указанной части - отмене с оставлением в силе в отмененной части решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу управления удовлетворить.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу NА24-1570/2011 Арбитражного суда Камчатского края в части возврата собственнику конфискованного имущества - двенадцати информационных киосков серии "ИК-01", арестованных на основании протокола осмотра от 29.03.2011, отменить, в данной части оставить в силе решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2011 по настоящему делу.
Приостановление исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного от 03.08.2011 (N05АП-4634/2011) по настоящему делу, принятое на основании определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Трофимова О.Н. |
Судьи: |
Мильчина И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции правильно указал, что в случае совершения правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого являются не только собственники имущества, но и иные лица.
При этом выводы суда первой инстанции в части конфискации соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 25.04.2011 N6-П и от 14.05.1999 N8-П, согласно которой федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет, тем более, что в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно; во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2011 г. N Ф03-5343/11 по делу N А24-1570/2011