Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Алексин Тульской области на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 19 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексинской межрайонной прокуратуры к администрации муниципального образования город Алексин Тульской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных в "адрес", инженерными коммуникациями системы газоснабжения и возложить на администрацию муниципального образования город Алексин Тульской области обязанность устранить указанные нарушения в срок до 1 декабря 2023 года. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках проведения прокурорской проверки по соблюдению законодательства в сфере предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой, было выявлено, что в нарушение требований пункта 3 статьи 3 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами, предоставленные в селе Богучарово Алексинского района на территории муниципального образования город Алексин Тульской области, не обеспечены технической возможностью подключения к газовым сетям, что затрудняет строительство на указанных земельных участках жилых домов, фактическое проживание многодетных семей без важнейшего коммунального ресурса - газа.
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 19 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. На администрацию муниципального образования город Алексин Тульской области возложена обязанность в срок до 1 декабря 2023 года обеспечить расположенные в "адрес" земельные участки с кадастровыми номерами N, N инженерными коммуникациями - газоснабжением путем организации газоснабжения к границам данных земельных участков.
В кассационной жалобе, поданной 21 июня 2022 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования город Алексин Тульской области просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование кассационной жалобы указывают, что несогласие прокурора с полнотой и эффективностью реализацией органов местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения не свидетельствует о бездействии административного ответчика. Кроме того, вопреки мнению административного истца, круг заинтересованных лиц определен. Никто из собственников земельных участков к прокурору за защитой прав не обращался, поэтому прокурор не имел право на подачу административного иска в защиту неопределенного круга лиц.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, что на основании постановлений администрации муниципального образования город Алексин N от 28 ноября 2018 года, N от 17 апреля 2018 года земельные участки с кадастровыми номерами "адрес", "адрес", расположенные на территории "адрес", были переданы гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в общую долевую собственность бесплатно.
Алексинской межрайонной прокуратурой Тульской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой, по итогам которой 12 октября 2020 года исполняющим обязанности Алексинского межрайонного прокурора Тульской области главе администрации муниципального образования город Алексин внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, регламентирующего порядок предоставления 54 земельных участков многодетным семьям, среди которых, в том числе вышеназванные земельные участки.
Из сообщения первого заместителя главы администрации муниципального образования город Алексин N от 23 октября 2020 года следует, что предоставленные земельные участки не оснащены инженерной инфраструктурой в связи с тем, что на их оснащение не выделялись средства из бюджета муниципального образования город Алексин. Дальнейшее обустройство земельных участков инженерной инфраструктурой будет осуществляться в пределах выделенных бюджетом муниципального образования город Алексин средств.
Из акта обследования земельных участков от 21 декабря 2021 года, оформленного комиссией в составе сотрудника прокуратуры, консультанта отдела земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин, усматривается, что в нарушение требований Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" администрацией муниципального образования город Алексин земельные участки, предоставленные на территории с. Богучарово Алексинского района Тульской области, не обеспечены технической возможностью подключения к газовым сетям, что делает затруднительным строительство на указанных земельных участках жилых домов и фактическое проживание многодетных семей без коммунального ресурса - газа, используемого как в целях приготовления пищи, так и для подогрева воды в целях горячего водоснабжения и отопления жилых помещений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией муниципального образования город Алексин на протяжении более трех лет с момента предоставления земельных участков многодетным семьям не предприняты реальные меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков с кадастровыми номерами N, N к сетям инженерно-технического обеспечения, не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям газовых ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В силу статьи 2 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон Тульской области N 1708-ЗТО) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тульской области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).
Согласно пункту 3 статьи 2-2 Закона Тульской области N 1708-ЗТО, многодетному гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен: из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно.
В силу части 3 статьи 3 указанного Закона, в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В части 4 данной статьи предусматривается, что после официального опубликования Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.
Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан предусмотрено наличие транспортной доступности, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), другие критерии, обусловленные целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в статье 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В статье 7 Устава муниципального образования город Алексин Тульской области предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе и организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, следует отметить, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из сообщения главного инженера - первого заместителя генерального директора АО "Газпром газораспределение Тула" следует, что возможная точка подключения спорных земельных участков от существующего распределительного газопровода среднего давления Д-57мм, проложенного в селе Богучарово, имеется, ориентировочное расстояние от точки подключения до объектов составляет 150 м. Обращений собственников указанных земельных участков, а также администрации муниципального образования город Алексин Тульской области о заключении договора о подключении в рамках догазификации не поступало.
Ссылки административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования не могут являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательства отсутствия в течение длительного времени объективной возможности, в том числе отсутствия средств на обеспечение спорных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры не представлены. Способ устранения допущенного органом местного самоуправления незаконного бездействия путем возложения на администрацию муниципального образования город Алексин Тульской области обязанности обеспечить спорные земельные участки инженерными коммуникациями - газоснабжением соответствует положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 19 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Алексин Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.