Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым к Шевченко Надежде Николаевне о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО5, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым (далее также - Департамент) обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена выплата социального пособия, как малоимущей семье в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент за продлением мер социальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом получен ответ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а именно Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому супругу ответчицы - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежат объекты недвижимости: жилое здание, площадью 298, 10 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; жилое здание, площадью 86, 20 кв.м. (1/8 доли), расположенное по адресу: "адрес", дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о прекращении назначения и выплаты МСП "Государственная социальная помощь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и "Ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно абз. 4 п. 4 и п. 40 Порядка от 23.12.2014 г. N 587.
В связи с тем, что ФИО1 при подаче заявлений на получение мер социальной поддержки скрыла факт, того, что у ее семьи в собственности кроме "адрес" находится в собственности "адрес" и общая площадь жилья превышает установленную законом норму, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым в виде государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, ответственность за которую возлагается на получателя ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ответчице направлено уведомление на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке. До настоящего времени ФИО1 добровольно денежные средства не возвратила.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчицы излишне выплаченные суммы государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 734 682, 44 руб. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8247, 77 руб.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2022 года указанное решение отменено, в удовлетворении исковых требований Департаменту отказано.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В статье 2 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" указано, что для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым; социальное пособие- безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок предоставления государственной социальной помощи утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" (далее по тексту - Порядок N587), согласно п. 5 Порядка N587 пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину.
Согласно п. 4 Порядка N587 пособие не назначается, если в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
Пунктом 40 Порядка N 587 предусмотрено, что органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а так же проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (п.40 Порядка N 587).
В соответствии с п.41 Порядка N 587 суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона N10-ЗРК/2014, основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи является установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи и её доходах, имуществе находящегося на праве частной собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлениями о назначении мер социальной поддержки "Государственная социальная помощь - ежемесячно" в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", как малоимущей семье, а также "Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба" в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 "Об утверждении Порядка расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан (ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба", как малоимущей семье).
К заявлению ФИО1 приложила справку о регистрации с места проживания, справку о доходах, выписку из ЕГРН на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 298, 1 кв.м, принадлежащий на праве собственности ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, копии паспортов граждан Российской Федерации, страховых свидетельств, удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи, свидетельства о рождении детей.
На основании заявлений ФИО1 Департамент принял решения о назначении мер социальной поддержки "Государственная социальная помощь - ежемесячно" и "Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба", что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные выплаты по заявлениям ФИО1 неоднократно продлевались Департаментом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в Департамент о продлении мер социальной защиты.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в порядке межведомственного взаимодействия получен ответ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а именно: Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которой супругу ФИО1 - ФИО6, принадлежат объекты недвижимости: здание жилое, площадью 298, 10 кв.м, кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес", дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ; здание жилое, площадью 86, 20 кв.м. (1/8 доли), кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес", дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о прекращении назначения мер социальной поддержки "Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно", а также решение о прекращении назначения мер социальной поддержки "Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба".
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчицы направлено уведомление о том, что в связи с предоставлением неполной информации о доходах, ей прекращено назначение государственной социальной помощи, ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба с ДД.ММ.ГГГГ, и что образовалась переплата по указанным выплатам.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь получателем государственной социальной помощи, не сообщила Департаменту о наличии у супруга в собственности квартиры, что привело к переплате государственной социальной помощи. Поскольку в добровольном порядке ФИО1 не возместила излишне полученные ею суммы, суд первой инстанции, исходя из положений постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ФИО1 суммы переплаты государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции. Отменяя указанное решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, судебная коллегия исходила из того, что излишне выплаченные ФИО1 суммы государственной социальной помощи в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Вместе с тем, из представленных истцом материалов, в частности, перечня обстоятельств, влекущих изменение размера назначения или прекращение выплаты всех видов мер социальной поддержки, с которым ознакомлена ФИО1 при подаче заявлений, не следует, что ответчику при подаче заявлений об установлении государственной социальной помощи было разъяснено о необходимости запросить сведения о наличии либо отсутствии у членов семьи в собственности недвижимого имущества и предложено оказать содействие в получении данной информации.
Судебная коллегия указала, что согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Между тем таких доказательств истцом не представлено.
Далее судебная коллегия указала, что невыполнение Департаментом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года возложенных на него полномочий по проверке достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии лиц, которые входят в состав семьи, обратившейся за назначением пособия ФИО1, привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной ФИО1 социальной выплаты, в то время как именно на Департамент возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, путем проверки обоснованности назначения выплаты в момент обращения гражданина за ее назначением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе о том, что переплата ежемесячной денежной выплаты образовалась вследствие недобросовестного поведения ответчицы, которая не уведомила истца о наличии в собственности малоимущей семьи второй квартиры, о том, что на истца законом не возложена обязанность контролировать достоверность сведений, предоставляемых лицами в целях установления и выплаты мер социальной поддержки, являлись предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Данные доводы в полной мере исследованы судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела. Они получили правовую оценку с учетом материалов и обстоятельств дела. Переоценка установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.