Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Севастополя" к Гуку В.П. о признании недействительным удостоверения, возложении обязанности сдать удостоверение, по кассационной жалобе Гука В.П, поступившей с делом 26 мая 2022 г, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 6 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 марта 2022 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Севастополя" обратилось в суд с иском к Гуку В.П. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 марта 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и прекратить производство по делу. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что в период службы в Анголе с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г, с 2 сентября 1987 г. по 10 октября 1987 г. принимал участие в боевых действиях и имеет право на льготы, установленные Постановлением Правительства N59-27 от 17 января 1983 г. 12 апреля 2021 г. он обратился к командующему Черноморским флотом с ходатайством об оказании содействия в реализации своего права на перерасчет выслуги лет на пенсию по пунктам 1.6 Постановления N59-27, дающей право на надбавку к пенсии около 200 руб. Однако, после обращения, истцом было принято решение преследовать истца в судебном порядке под предлогом изъятия удостоверения ветерана боевых действий из-за отсутствия подтверждающих документов, чтобы лишить Гука В.П. права на льготы. Удостоверение ветерана боевых действий выдано на основании подтвержденной льготной справки Генерального штаба РФ от 4 сентября 1996 г. Ходатайство истца о приобщении документов не рассматривалось. В настоящее время истцом получены новые доказательства, подтверждающие право истца на льготы, а именно письмо Министерство обороны РФ от 25 февраля 2022 г. N350/0053, в котором уполномоченный орган подтвердил право заявителя на льготы воинов-интернационалистов по Постановлению 1983 г. N59-27, а значит и на удостоверение ветерана боевых действий. Истцом представлена факсимильная копия выписки из протокола от 29 ноября 2021 г. комиссии Южного военного округа, которая не может являться надлежащим доказательством по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года.
Судами установлено, что 1 февраля 2016 г. подполковнику Гуку В.П. на основании заключения комиссии Южного военного округа, (представленных документов: справки от 4 сентября 1996 г, справки МО РФ ГУ международного военного сотрудничества N335/5/1085 от 14 ноября 2002 г, материалов послужного списка), выдано удостоверение ветерана боевых действий, в соответствии с которым последний имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из содержания справки от 4 сентября 1996 г. следует, что лицо, которому выдана данная справка, в период службы в Анголе с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г. с 2 сентября 1987 г. по 10 октября 1987 г. принимал участие в боевых действиях и имеет право на льготы, установленные постановлением Правительства N5927.
Материалами послужного списка Гука В.П. подтвержден период прохождения его военной службы в Анголе в период времени с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г. в качестве военного специалиста.
Согласно справке МО РФ ГУ международного военного сотрудничества N335/5/1085 от 14 ноября 2002 г. Гук В.П. находился в загранкомандировке в должности специалиста при инженере ИАП на Миг-23 по радиоэлектронному оборудованию в Анголе с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г.
Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2004 г. N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства реализацию возложенных на него полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).
Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о - военных комиссариатах является, в том числе: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других I чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы (подпункт 35); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и кленов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).
В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с действующей в настоящее время Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N595 утверждён Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно положениям названного порядка в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется выдача удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возлагается, в том числе на военных комиссаров по месту постановки граждан на воинский учёт. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов, соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации организуется работа по розыску указанных документов.
Более того, порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" и действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений указываются аналогичные положения относительно полномочий Министерства обороны Российской Федерации и его территориальных органов относительно рассмотрения обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, организация подготовки документов, прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, а также непосредственной проверки предоставляемых документов и обоснованности выдачи указанных удостоверений.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты) в силу приведённых правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства обороны Российской Федерации и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства о выдаче удостоверений, а также обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.
Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.
Применительно к спорным правоотношениям, следует рассматривать порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", который действовал в период возникновения спорных правоотношений.
Названный Порядок был разработан в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
Согласно пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 для оформления заключения о выдаче удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, к обращению для оформления заключения о выдаче удостоверения прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом указанного пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается:
для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников);
для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны:
проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;
в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Согласно пункту 21 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 пришедшие в негодность удостоверения или свидетельства, их дубликаты уничтожаются в кадровом органе с составлением соответствующего акта, копия которого высылается в Главное управление кадров.
Таким образом, правом установления факта участия в боевых действиях гражданина по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации наделена исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны Российской Федерации.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения о признании недействительным выданного удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ является установление судом обстоятельств наличия у Гука В.П. права на получение статуса ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи ему удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии ЮВО соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения Гуком В.П. статуса ветерана боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца о признании недействительным удостоверения и обязании его сдать, суд первой инстанции исходил из того, что представленными доказательствами, архивными документами участие Гука В.П. в боевых действиях не подтверждены, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Согласно архивной справке от 12 января 2016 г. Гук В.П. (от 1 марта 2021 г. N 11-9325), в период с 2 сентября 1986 г. (приказ командира войсковой части 44708 N 0182 от 10 сентября 1986 г.) по 15 сентября 1989 г. (приказ командира войсковой части 44708 N 0187 от 25 сентября 1989 г.) находился на территории Анголы и проходил службу в качестве специалиста при инженере истребительного авиаполка на МИГ-23 мл по радиоэлектронному оборудованию. Сведениями о непосредственном участии Гука В.П. в боевых действиях на территории Анголы ЦАМО РФ не располагает. Такие же сведения содержатся в архивных справках ЦАМО N 11/224117 от 27 мая 2019 г, N11/227421 от 6 сентября 2019 г. и от 18 июня 2020 г. N 11-15507.
Отсутствуют сведения об участии Гука В.П. в боевых действиях и в Главном управлении международного военного сотрудничества, о чем указано в справке указанного ведомства от 14 ноября 2002 г. N 335/5/1085.
Согласно ответу на анкету-запрос отдела кадров Военно-воздушных сил Черноморского флота от 7 июня 1992 г. N 5/0537 об участии Гука В.П. в боевых действиях во время нахождения в загранкомандировке в Анголе в период с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г. в качестве военного специалиста был получен ответ, что Главный военный советник его участие в боевых действиях не подтвердил поэтому предоставлять ему льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. нет оснований.
Таким образом, судебная коллегия суда апелляционной инстанции, отклоняя доводы апеллянта, правильно указала, что из содержания вышеприведенных справок не следует непосредственного факта участия Гука В.П. в боевых действия с 2 сентября 1986 г. по 15 сентября 1989 г. в Анголе, поскольку названными справками устанавливается лишь факт командировки ответчика на указанную территорию в качестве военного специалиста, следовательно, проведенная комиссией ЮВО, военным комиссариатом, проверка документов, предоставленных Гуком В.П, пришла к верному выводу об отсутствии сведений участия Гука В.П. в боевых действиях во время нахождения в загранкомандировке в Анголе, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нахождение ответчика на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания его ветераном боевых действий, соответственно правовых оснований для выдачи ответчику удостоверения ветерана боевых действий и наделения его в этой связи статусом ветерана боевых действий не имелось.
Согласно разъяснений начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, военные комиссариаты наделены правом обращения в суд с исковыми требованиями о признании удостоверений ветерана боевых действий (свидетельств о праве на льготы) недействительными (т.1 л. д. 74-77).
Согласно представленной и приобщенной судом апелляционной инстанции выписки из протокола заседания комиссии Южного военного округа от 29 ноября 2021 г, решение комиссии Южного военного округа от 1 февраля 2016 г. отменено, удостоверение ветерана боевых действий, выданное Гук В.П. серии БК N0308980, от 1 февраля 2016 г. признано недействительным.
Доводы кассационной жалобы о наличии у ответчика права на получение статуса ветерана боевых действий, судебной коллегией признаны несостоятельными, поскольку обстоятельства, послужившие мотивом для обращения истца в суд первой инстанции полно и всесторонне исследованы и доказаны, в связи с чем, как комиссией ЮВО, так и судами нижестоящих инстанций правомерно сделан вывод об отсутствии правовых оснований признания за ответчиком указанного статуса.
Довод кассационной жалобы истца, что представленная в суд апелляционной инстанции выписка из протокола 2.11 от 29 ноября 2021 г. заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий является недопустимым доказательством, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены в том числе из письменных доказательств.
Согласно части 1 статьи 71 названного кодекса письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
В соответствии с частью 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Согласно положениям части 7 статьи 67 этого же Кодекса, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
В настоящем деле указанных выше обстоятельств, при которых указанные документы должны быть представлены только в оригинале, не установлено. Ответчиком не предоставлено копии указанного документа с иным, отличным от представленного истцом, содержанием.
Таким образом, доводы ответчика о признании представленных истцом доказательств, недопустимыми, не нашли своего подтверждения.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 6 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 марта 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Гука В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.