Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4059/2021; УИД: 22RS0066-01-2021-006072-31 по иску Жасана Анатолия Сергеевича к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате страховых сумм и об обязании произвести выплаты страховых сумм, по кассационной жалобе Жасана Анатолия Сергеевича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жасан А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту также ГУ АРО ФСС РФ, отделение Фонда), просил признать незаконным отказ в выплате страховых сумм в связи с несчастным случаем на производстве и обязать отделение Фонда производить ему выплаты страховых сумм в связи с несчастным случаем на производстве с 1 апреля 2020г.
Требования мотивированы тем, что 26 января 2000г. Жасан А.С. обратился в отделение Фонда с заявлением о назначении ему страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве, который произошел 18 декабря 1982г. в период его работы в ЗАО "Автосалон "Елисеевский".
3 февраля 2000 г. ГУ АРО ФСС РФ издан приказ N "О назначении страховых выплат Жасану А.С.", в соответствии с которым на основании Федерального закона от 24 июля 1998г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" назначены ежемесячные страховые выплаты.
С 1 апреля 2020 г. ГУ АРО ФСС РФ прекратило выплачивать Жасану А.С. страховые выплаты.
19 ноября 2020 г. ГУ АРО ФСС РФ обратилось в Индустриальный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением о взыскании с Жасана А.С. излишне выплаченной суммы за период с 1 января 2000 г. по 31 марта 2020 г. в размере 11045707, 68 руб. Решением указанного суда ГУ АРО ФСС РФ отказано в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения обращения Жасана А.С. отделение Фонда направило ему ответ от 30 июля 2021г, в котором ссылается на отсутствие у Жасана А.С. права на получения сумм страхового обеспечения за счет средств социального страхования.
Истец считает, что у ГУ АРО ФСС РФ не было оснований для отказа в выплатах, так как в абз. 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено, что при наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается. Таким образом, право на получение страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве возникло у Жасана А.С. независимо от его вины или вины работодателя.
Вместе с тем, вред причиненный здоровью Жасана А.С. в результате несчастного случая на производстве, возник не в результате его умысла, а по неосторожности.
Отказ отделения Фонда в выплате страховых сумм нарушает права Жасана А.С, который не получает предусмотренные законом страховые выплаты.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 марта 2022 г, исковые требования Жасана А.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Жасан А.С. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных постановлений с учетом доводов кассационной жалобы установлены судебной коллегией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 22 апреля 1983 г. утвержден акт о несчастном случае на производстве Н-1 на автобазе Власихинского МРО "СХТ" в отношении водителя Жасана А.С, который в 10 часов 20 минут 18 декабря 1982 г. следуя по Павловскому тракту в сторону ул. Панфиловцев на автомобиле ЗИЛ "данные изъяты" допустил столкновение с автомобилем, идущим во встречном направлении, и получил травму головы и правой руки.
Заключением городской ВТЭК от 22 апреля 1983 г. N установлена утрата "данные изъяты"% общей трудоспособности и "данные изъяты"% профессиональной трудоспособности на 1 год. Срок переосвидетельствования - 22 апреля 1984 г.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК от 28 мая 1997 г. Жасану А.С. установлено "данные изъяты"% утраты профессиональной трудоспособности с 14 апреля 1994 г. по 11 мая 1997 г, и с 12 мая 1997г. - бессрочно в связи с производственной травмой от 18 декабря 1982 г.
1 июля 1999 г. государственным инспектором по охране труда по Алтайскому краю составлено заключение по несчастному случаю, происшедшему 18 декабря 1982 г. с Жасаном А.С. - водителем автомобиля автобазы Власихинского МРО "Сельхозтехника", в результате которого последний получил тяжкие телесные повреждения. Причинами несчастного случая названы гололед и превышение скорости Жасаном А.С. в условиях гололеда, чем с его стороны нарушены требования п. 9.6 Правил дорожного движения, утвержденных МВД СССР 2 ноября 1979 г. В заключении сделан вывод о том, что несчастный случай с Жасаном А.С, происшедший при выполнении задания администрации, является связанным с производством.
26 января 2000 г. Жасан А.С. обратился в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о назначении ему страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим 18 декабря 1982 г. по месту работы - автобаза Власихинского МРО "Сельхозтехник", в дальнейшем ЗАО "Автосалон "Елисеевский".
При подаче заявления Жасан А.С. предоставил акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 22 апреля 1983 г, составленный автобазой Власихинского МРО "Сельхозтехник", справку ВТЭК от 26 мая 1997 г, согласно которой Жасану А.С. установлено "данные изъяты"% утраты профессиональной трудоспособности с 12 мая 1997 г. бессрочно, справку о заработной плате, выданную ЗАО "Автосалон "Елисеевский" и копию заочного решения Индустриального районного суда г. Барнаула от 27 сентября 1999 г.
Согласно заочному решению Индустриального районного суда г. Барнаула от 27 сентября 1999 г. на ЗАО "Автосалон "Елисеевский" возложена обязанность ежемесячно выплачивать Жасану А.С. в возмещение вреда здоровью по 442, 25 руб, начиная с 1 октября 1999 г.
На основании представленных документов 3 февраля 2000 г. директорам филиала N 2 ГУ АРО ФСС РФ издан приказ N о назначении Жасану А.С. ежемесячной страховой выплаты в сумме 442, 25 руб. с 1 января 2000 г. бессрочно.
В январе 2020 года ГУ АРО ФСС РФ в ходе рассмотрения Арбитражным судом Алтайского края дела N по заявлению Федеральной налоговой службы о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Автосалон "Елисеевский" капитализированных платежей в сумме 1076837, 79 руб. в связи с выплатой страхового обеспечения Жасану А.С. стало известно о том, что 26 января 2001 г. при новом рассмотрении гражданского дела N 2-203/2001 решением Индустриального районного суда г. Барнаула в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г. Барнаула о возмещении вреда здоровью, заявленных в интересах Жасана А.С. к ЗАО "Автосалон "Елисеевский", отказано в полном объеме.
Первоначально решением суда от 19 февраля 1997 г. иск прокурора в интересах Жасана А.С. к ЗАО "Автосалон "Елисеевский" удовлетворен.
Постановлением президиума Алтайского краевого суда решение отменено.
Заочным решением суда от 27 сентября 1999 г. исковые требования прокурора также были удовлетворены.
Постановлением президиума Алтайского краевого суда от 25 июля 2000 г. заочное решение отменено.
При новом рассмотрении дела решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 26 января 2001 г. установлено, что прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд в интересах Жасана А.С. к ТОО "Агропромавтотранс" (после реорганизации ЗАО "Автосалон "Елисеевский") о возмещении вреда здоровью, мотивируя тем, что Жасан А.С. работал у ответчика водителем. 18 декабря 1982 г. при выполнении служебных обязанностей, управляя автомобилем ЗИЛ не справился с управлением и выехав на встречную полосу движения допустил столкновение с автомобилем МАЗ под управлением водителя Д. В результате ДТП Жасан А.С. получил тяжкие телесные повреждения. Приговором Индустриального районного суда г. Барнаула от 23 марта 1983г. Жасан А.С. осужден. В связи с тем, что с 13 апреля 1984 г. истец утратил "данные изъяты"% профтрудоспособности, 22 апреля 1996 г. он обратился к работодателю за возмещением вреда здоровью, в чем ему было отказано. 30 августа 1996 г. прокурор в его интересах обратился в суд с иском, просил взыскать сумму платежей за 3 года, предшествующие обращению с иском пени и ежемесячных платежей.
Указанным решением суда от 26 января 2001 г, оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 марта 2001 г, вина предприятия в причинении вреда здоровью Жасану А.С. не установлена, ввиду нарушения последним пунктов 9.6, 10.5 Правил дорожного движения, в удовлетворении исковых требований прокурору Индустриального района г. Барнаула, действующего в интересах Жасана А.С, о возмещении вреда здоровью отказано.
6 апреля 2020 г. отделением Фонда издан приказ N о прекращении с 1 апреля 2020 г. ежемесячной страховой выплаты в связи с утратой застрахованным лицом права на получении страховых выплат.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 27 января 2021 г, вступившим в законную силу 26 мая 2021 г, исковые требования ГУ АРО ФСС РФ к Жасану А.С. о взыскании излишне выплаченных страховых сумм в размере 1045707, 68 руб. за период с 1 января 2000г. по 31 марта 2020г. оставлены без удовлетворения, ввиду отсутствия недобросовестности в действиях Жасана А.С, а также отсутствия счетной ошибки при назначении страховых выплат.
Принимая решение об отказе в иске при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Жасан А.С. не имеет права на получение страхового возмещения, поскольку оно не возникло в момент получения вреда здоровью, так как вина работодателя в причинении вреда отсутствует, в то время как на момент причинения вреда нормативное регулирование предусматривало вину работодателя как одно из оснований для возмещения вреда.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с его выводом и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях определены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту также Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Для целей указанного выше Федерального закона используются, в том числе, следующие основные понятия:
страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;
несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;
степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (статья 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ предусмотрено, что в качестве страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определено, что обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются: застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности; лицам, имеющим право на их получение, - если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Назначение и выплата обеспечения по страхованию регламентированы статьей 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности, указанное в пункте 1 настоящей статьи.
Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Из содержания пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ следует, что для назначения обеспечения по страхованию страховщиком необходимо заявление на получение обеспечения по страхованию застрахованного с приложением необходимых документов, в том числе акта о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании, заключения государственного инспектора труда, заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 12, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
При этом суду следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются: факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке; принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных; наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
Днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинской организацией по форме и в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акта о профессиональном заболевании и оформляется в виде заключения.
Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты застрахованным профессиональной трудоспособности начиная с того дня, когда учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, исключая период, за который ему было назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Из приведенных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на получение ежемесячных страховых выплат в связи с утратой профессиональной трудоспособности, который предусматривает в том числе возможность получения указанных выше выплат с момента наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве, а именно со дня, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, за исключением периодов, за которые застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Жасан А.С. исковых требований, судебные инстанции со ссылкой на положения пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для выплаты истцу страховых выплат в соответствии с условиями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с решением Индустриального районного суда Алтайского края от 26 января 2001 г. было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района в интересах Жасана А.С. к ЗАО "Автосалон Елисеевский" о возмещении вреда здоровью в связи с отсутствием вины предприятия в причинении вреда здоровью Жасана А.С.
Пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ действительно предусмотрено, что лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
Положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ до 1 января 2022 г. не предусматривали порядок и основания прекращения назначенных Фондом социального страхования Российской Федерации страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, при отсутствии у застрахованного лица права на получение указанных страховых выплат.
С 1 января 2022 г. в соответствии с пунктом 9.1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право принимать по результатам проведенной проверки решение об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию (об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию) и решение о возмещении страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) излишне понесенных расходов на выплату обеспечения по страхованию.
В пункте 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 указано, что Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации к основным задачам Фонда социального страхования Российской Федерации относится выплата гарантированных государством пособий по социальному страхованию.
Для реализации указанных задач в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ Фонду социального страхования Российской Федерации, в качестве страховщика предоставлено право проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы; проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; требовать от страхователей документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, осуществления расходов на выплату обеспечения по страхованию, а также документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату обеспечения по страхованию; защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).
Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении также отметил, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в соответствующих решениях, в том числе постановлениях от 22 июня 2017 г. N 16-П, 26 февраля 2018 г. N 10-П, следует, что реализация гражданином, права на получение обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ осуществляется путем принятия уполномоченным органом - Фондом социального страхования Российской Федерации - решения о назначении гражданину страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью. Принятию Фондом социального страхования Российской Федерации решения о назначении страховых выплат предшествуют проверка и оценка этим органом на основании представленных гражданином документов наличия у него установленного законом права на получение соответствующих страховых выплат. При этом Фонд социального страхования Российской Федерации обязан проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы, проводить проверки правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным.
Таким образом, именно на основании действий Фонда социального страхования Российской Федерации, как уполномоченного органа, осуществляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленных на установление условий для получения гражданином, страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гражданин получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим принятие Фондом социального страхования Российской Федерации ошибочного решения о назначении гражданину страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, само по себе не может служить безусловным основанием для прекращения предоставления такому гражданину социальных гарантий и льгот. В этой ситуации исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшего предоставления такому гражданину мер социальной поддержки в виде страховых выплат в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ следует оценивать и учитывать степень добросовестности такого гражданина при решении вопроса о предоставлении ему мер социальной поддержки (как-то: предоставление гражданином уполномоченному органу надлежаще оформленных документов, степень очевидности для такого гражданина того обстоятельства, что у него отсутствует право на получение страховых выплат, наличие у такого гражданина возможности и способности самостоятельно обнаружить ошибку и т.п.), действия Фонда социального страхования при решении вопроса о назначении гражданину страховых выплат, длительность периода, в течение которого гражданин получал страховые выплаты.
Между тем судебные инстанции положения приведенных норм права, к спорным отношениям не применили. Судебные инстанции не учли правовую позицию, изложенную в соответствующих постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации об обязанности государственных органов (в данном случае Фонда социального страхования Российской Федерации) действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам в случае обнаружения ошибки при назначении гражданину социальных выплат, что при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим органом ошибки при реализации гражданином права на социальное обеспечение должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны соответствующих органов такого права за гражданином, добросовестность действий гражданина. Как следствие, эти обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и не получили соответствующей правовой оценки суда.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Жасана С.А, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 марта 2022 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.