Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0035-01-2021-003665-56 (N2-2962/2021) по иску Г.М.Н. к Управлению федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о назначении пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Г.М.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Г.М.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления федеральной службы судебных приставов по Иркутской области - Н.Н.А, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.М.Н. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее- УФССП по Иркутской области), Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее- ФССП России) о назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указал, что работал в Службе судебных приставов с 1999 года, с 1 мая 2015 г. зачислен в штат Специализированного отела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов по г. Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда (далее0 ОУПДС). В связи с заключением медицинской комиссии ему отказано в назначении на должность сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации.
1 июня 2021 г. он подал заявление на имя руководителя УФССП России по Иркутской области - Главного судебного пристава Иркутской области Т.А..К. о назначении пенсии за выслугу лет, которое оставлено без ответа.
Между тем, согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г, в частности, должностей гражданской службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований включить в выслугу лет период государственной гражданской службы с 16 декабря 1999 г. по 30 апреля 2020 г. в качестве судебного пристава ОУПДС в УФССП России по Иркутской области, возложить на ФССПП России обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с абзц. 3 п. "а" ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей" с 1 мая 2020 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 декабря 2021 г. исковые требования Г.М.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Г.М.Н, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2022 г, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Г.М.Н. с 15 декабря 1999 г. проходил службу в Службе судебных приставов Иркутской области, с 1 мая 2015 г. зачислен в штат Специализированного отела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов по г. Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области в должности судебного пристава по ОУПДС.
30 апреля 2020 г. служебный контракт расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (приказ от 29 апреля 2020 г. N N), приказом от 8 декабря 2020 г. истец восстановлен в прежней должности на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска, 21 мая 2021 г. Г.М.Н. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела организационно-контрольной работы УФССП России по Иркутской области, 4 августа 2021 г. служебный контракт расторгнут в связи с отменой решения суда о восстановлении работника на работе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июля 2021 г. (приказ от 2 августа 2021 г. N), 20 декабря 2021 г. приказ от 2 августа 2021 г. N "Об увольнении Г.М.Н." отменен на основании определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции г. Кемерово.
1 июня 2021 г. Г.М.Н. обратился с заявлением к начальнику УФССП России по Иркутской области - Главному судебному приставу Иркутской области Т.А..К, в котором помимо прочего просил назначить ему пенсию за выслугу лет на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Ответ на обращение Г.М.Н. не получил, пенсия за выслугу лет на основании указанного Постановления Правительства Российской Федерации ему не назначена.
Обращаясь в суд с вышеназванными требованиями, истец полагал, что период его государственной гражданской службы в должности судебного пристава ОУПДС в УФССП России по Иркутской области с 16 декабря 1999 г. по 30 апреля 2020 г. подлежит включению в выслугу лет в соответствии с абзц. 3 п. "а" ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей", и ему должна быть назначена пенсия за выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а именно трудовую книжку истца, приказ от 29 апреля 2020 г. N-к об увольнении Г.М.Н, приказ от 18 декабря 2020 г. N-к о восстановлении Г.М.Н. в должности федеральной государственной гражданской службы, предложение вакантных должностей Г.М.Н. от 17 мая 2021 г, принимая во внимание наличие медицинского заключения о наличии заболевания, препятствующего федеральному гражданскому служащему Федеральной службы судебных приставов поступлению на службу в органах принудительного исполнения, выданному Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 28" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что, поскольку доказательств службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации Г.М.Н. М.Н, увольнения со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации не представлено, оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет по указанному им основанию не имеется, также не имеется оснований для включения периода его работы в должности судебного пристава ОУПДС в УФССП России по Иркутской области с 16 декабря 1999 г. по 30 апреля 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что истец не может быть отнесен к лицам, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1. Право на установление пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России предоставляется на основании подп. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в порядке, установленном Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации", при наличии следующих обязательных условий:
а) стаж государственной службы составляет не менее 15 полных лет;
б) замещение должностей федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев, предшествующих дате увольнения;
в) увольнение с федеральной государственной службы произведено по одному из следующих оснований:
ликвидация органа, сокращение штата;
достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для смещения должности федеральной службы (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ);
обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению госслужбы (п. 8 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ);
по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию (п. ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Поскольку на дату обращения за назначением пенсии по выслуге лет 1 июня 2021 г. Г.М.Н. исполнял обязанности государственного гражданского служащего на основании контракта от 21 мая 2021 г, не уволен, права на получение досрочной пенсии за выслугу лет как федеральным государственным гражданским служащим у Г.М.Н. также нет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с абзц. 3 п. "а" ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации (изменения в части распространение закона на службу принудительного исполнения внесены Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Упомянутый Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2020 г.
В целях реализации названного Федерального закона издан Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2020 г. N 1 "О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов", в котором определен перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и приказ ФССП России от 1 января 2020 г. N 32 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области".
Служба в органах принудительного исполнения - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (ст. 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 названного закона правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019г. N 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 - ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе: 1) для назначения пенсии за выслугу лет периоды, указанные в ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Частью 14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава - исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Статьей 96 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 - ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которым на лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
В соответствии с п. "а" ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В силу ст. 6 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
На основании п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствие со штатным расписанием с 1 мая 2020 г. введены должности органов принудительного исполнения и сокращены должности государственной гражданской службы, в том числе и должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В силу положений ч. 13 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 г, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Вместе с тем, в соответствие с ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.
Установив, что Г.М.Н. сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации не являлся, он не может быть отнесен к лицам, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, указав, что, поскольку на дату обращения за назначением пенсии по выслуге лет 1 июня 2021 г. Г.М.Н. исполнял обязанности государственного гражданского служащего на основании контракта от 21 мая 2021 г, не уволен, то права на получение досрочной пенсии за выслугу лет как федеральным государственным гражданским служащим у Г.М.Н. также нет.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Доводы кассатора были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Ссылки кассатора на то, что судом апелляционной инстанции не был учтен период его службы в армии, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, отказывая в иске суды исходили из того, что вышеприведенные правовые нормы распространяются исключительно на сотрудников органов принудительного исполнения, которые увольняются со службы, и к которым истец не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании кассатором приведенных правовых норм.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов суда апелляционной инстанции, доводы жалобы по существу представляют выраженное несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со ст.379. 7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2022 г. следует оставить без изменения, кассационную жалобу Г.М.Н. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.