Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2а-1290/2021 (УИД 54RS0030-01-2021-000049-02) по административному исковому заявлению Кондратенко Елены Юрьевны к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр занятости населения Новосибирского района" об оспаривании решения, по кассационной жалобе Кондратенко Елены Юрьевны на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 14 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кондратенко Елена Юрьевна (далее по тексту - Кондратенко Е.Ю.) обратилась в Новосибирский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр занятости населения Новосибирского района" (далее по тексту - ГКУ Новосибирской области ЦЗН Новосибирского района) о признании незаконным решения от 8 октября 2020 г. N 590 об отказе в перерасчете размера пособия по безработице за период с 30 марта 2020 г. по 30 сентября 2020 г.; обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем вынесения решения о перерасчете и выплате пособия по безработице за период с 30 марта 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в сумме 47 917, 91 рублей.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 14 мая 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований Кондратенко Е.Ю. отказано.
Определением от 23 ноября 2021 г. судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда перешла к рассмотрению апелляционной жалобы Кондратенко Е.Ю. по правилам гражданского судопроизводства. Апелляционная жалоба Кондратенко Е.Ю. передана на рассмотрение в гражданскую коллегию
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г. решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 14 мая 2021 г. оставлено без изменения.
Кондратенко Е.Ю. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 14 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов постановлений, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Судом не принято во внимание, что постановлением Правительства от 27 марта 2020 г..N 346, на которое ссылался истец, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г..N 1426 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" признано утратившим силу, а потому размер установленного пособия подлежал перерасчету с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г..N 346. Судом первой инстанции также не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г..N 346 устанавливается не дата увольнения гражданина, а дата, с которой устанавливается выплата в размере 12 130 рублей - с 1 марта 2020 г, и юридически значимым обстоятельством для перерасчета является нахождение истца в качестве безработного на дату 1 марта 2020 г, с которой и начинается выплата пособия в максимальном размере.
Судами не были приняты во внимание доводы истца о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г..N 485 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г..N 346 и приостановлении действия отдельных положении временных правил регистрации граждан в целях поиска работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" от 8 апреля 2020 г..N 460 приостановлено действие пунктов 13-16 Временных правил, и, соответственно вступает в действие пункт 1 этого же положения о том, что признанным в установленном порядке безработными гражданам устанавливается пособие по безработице с 1 марта 2020 г, в размере 12130 рублей. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кондратенко Е.Ю. уволена 30 ноября 2018 г. по сокращению численности или штата.
С 1 марта 2019 г. признана безработной.
Продолжительность трудового стажа, дающего право на увеличение периода выплаты пособия по безработице 30 лет 9 месяцев 10 дней. Количество недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы - 39 недель 2 дня. Размер среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы - 14 599, 29 рублей.
30 июня 2019 г. Кондратенко Е.Ю. присвоена категория лица предпенсионного возраста.
В период с 1 марта 2019 г. по 31 мая 2019 г. Кондратенко Е.Ю. было назначено пособие исходя из 75% от средней заработной платы в размере 9 600 рублей (14 599, 29 рублей х 75%), в период с 1 июня 2019 г. по 29 июня 2019 г. исходя из 60% от средней заработной платы в размере 8 759, 67 рублей (из расчета 14 599, 29 рублей х 60%), в период с 30 июня 2019 г. по 30 сентября 2019 г. в размере 8 759, 57 рублей из расчета 60% от средней заработной платы (14 599, 29 рублей х 60%), 1 октября 2019 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 6 569, 68 рублей из расчета 45% от средней заработной платы (14 599, 29 рублей х 45%).
7 октября 2020 г. Кондратенко Е.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пособия по безработице в соответствии с пунктом 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год".
8 октября 2020 г. Кондратенко Е.Ю. направлен ответ, в котором указано на отсутствие оснований для перерасчета пособия по безработице, поскольку она уволена до 1 марта 2020 г.
Кондратенко Е.Ю, указав, что размер пособия по безработице определен ответчиком неверно, без учета положений пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размере минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год", обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что увольнение истца с последнего места работы имело место 30 ноября 2018 г, истец была признана безработной 1 марта 2019 г, пришел к выводу об отсутствии оснований для определения истца размера пособия по безработице в сумме 12 130 рублей.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о праве на размер пособия в сумме 12 130 рублей, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку данный размер пособия устанавливается лицам, чьи трудовые отношения были прекращены до 1 марта 2020 г. Само по себе несогласие истца с размером пособия не свидетельствует о неправомерности действий ответчика.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев (пункт 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. N 1426 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" с 1 января 2020 г. установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 8000 рублей - для граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. N 844, гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 1 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 года.
Согласно абзацу 2 пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - августе 2020 г. устанавливается в размере 12130 рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Кондратенко Е.Ю. уволена с последнего места работы 30 ноября 2018 г, признана безработной 1 марта 2019 г, в период с 1 марта 2019 г. по 31 мая 2019 г. Кондратенко Е.Ю. было назначено пособие исходя из 75% от средней заработной платы в размере 9 600 рублей (14 599, 29 рублей х 75%), в период с 1 июня 2019 г. по 29 июня 2019 г. исходя из 60% от средней заработной платы в размере 8 759, 67 рублей (из расчета 14 599, 29 рублей х 60%), в период с 30 июня 2019 г. по 30 сентября 2019 г. в размере 8 759, 57 рублей из расчета 60% от средней заработной платы (14 599, 29 рублей х 60%), 1 октября 2019 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 6 569, 68 рублей из расчета 45% от средней заработной платы (14 599, 29 рублей х 45%), положения абзаца 2 пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" распространяются только на граждан, уволенных и признанных в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для установления Кондратенко Е.Ю. пособия по безработице в размере 12 130 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Кондратенко Е.Ю. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального, а потому основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений служить не могут.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кондратенко Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.