Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мулярчика А.И., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя административного ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Коржова Евгения Витальевича на определение Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года по административному делу N 3а-373/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепсей-Агро-С" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепсей-Агро-С" (далее - ООО "Тепсей-Агро-С"), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Решением Красноярского краевого суда от 25 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 2 382 000 рублей, определенной по состоянию на 21 сентября 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 1 922 000 рублей, определенной по состоянию на 25 сентября 2013 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 1 365 000 рублей, определенной по состоянию на 5 июня 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 953 000 рублей, определенной по состоянию на 2 декабря 2013 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 2 095 000 рублей, определенной по состоянию на 25 июля 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 1 230 000 рублей, определенной по состоянию на 31 августа 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 6 867 000 рублей, определенной по состоянию на 5 апреля 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 1 401 000 рублей, определенной по состоянию на 8 октября 2014 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 2 561 000 рублей, определенной по состоянию на 1 ноября 2012 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 823 000 рублей, определенной по состоянию на 24 июля 2013 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 2 864 000 рублей, определенной по состоянию на 27 декабря 2016 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения.
17 декабря 2021 года административный истец обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных при рассмотрении административного дела судебных расходов, в котором просил взыскать судебные расходы на проведение оценки земельных участков - 110 000 рублей; расходы по оплате услуг представителя - 55 000 рублей; расходы на проезд представителя - 10 145 рублей.
23 июня 2021 года Союз "Минусинская торгово-промышленная палата" обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных судебных расходов по оплате проведенной судебной экспертизы в размере 75 000 рублей.
Определением Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года заявление административного истца удовлетворено частично, с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в пользу ООО "Тепсей-Агро-С" взысканы судебные расходы в размере 115 000 рублей, заявление Союз "Минусинская торгово-промышленная палата" удовлетворено, с ФГБУ "ФКП Росреестра" взысканы судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 75 000 рублей.
С указанным определением не согласился представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" - Коржов Е.В, в частной жалобе просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, каким ФГБУ "ФКП Росреестра" не является. К полномочиям ФГБУ "ФКП Росреестра" отнесены действия только по определению кадастровой стоимости вновь учтенных и ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", полномочия по утверждению кадастровой стоимости отсутствуют, как и отсутствует возможность изменения удельных показателей кадастровой стоимости, утверждаемых органом государственной власти субъекта либо органом местного самоуправления. Разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельных участков составляет более чем 73 %, в связи с чем возложение на административного истца судебных расходов не способно финансово обесценить значение судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами.
Кроме того, административный ответчик не оспаривал право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против интересов административного ответчика.
Относительно доводов, изложенных в частной жалобе, представителем административного истца ООО "Тепсей-Агро-С" - Гончаренко А.А. поданы возражения, в которых изложена просьба об оставлении обжалуемого определения без изменения.
Изучив доводы частной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (часть 1), расходы на оплату услуг представителей (часть 4), а также другие признанные судом необходимыми расходы (часть 7).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
При этом, расходы на оплату услуг представителя присуждаются в разумных пределах исходя из требований статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 108 названного Кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В силу статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения (часть 11).
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N.
Согласно поступившим по запросу суда актам определения кадастровой стоимости, утвержденным ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая стоимость земельных участков определена в размере: с кадастровым номером N - 8 856 090 рублей, с кадастровым номером N - 8 426 880 рублей, с кадастровым номером N - 4 620 420 рублей, с кадастровым номером N - 3 466 474, 38 рублей, с кадастровым номером N - 7 960 734 рубля, с кадастровым номером N - 3 723 696 рублей, с кадастровым номером N - 30 500 244 рубля, с кадастровым номером N - 5 444 127 рублей, с кадастровым номером N - 10 068 480 рублей, с кадастровым номером N - 3 093 909, 84 рубля.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец в подтверждение заявленных требований представил подготовленные ООО "Независимая оценка и экспертиза собственности" отчеты об оценке от 24 декабря 2020 года N 02/24/12, от 14 ноября 2020 года N 02/26/12, от 26 декабря 2020 года N 01/26/12 (том 1 л.д. 35-165).
С целью правильного и всестороннего рассмотрения дела, по ходатайству Правительства Красноярского края определением Красноярского краевого суда от 29 апреля 2021 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено оценщику ФИО1 (т. 2 л.д. 58-65).
Экспертиза проведена, заключение эксперта направлено в суд, однако оплата расходов в размере 75 000 рублей, связанных с проведением экспертизы, не произведена.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в рамках рассмотрения административного дела административный истец понес судебные расходы, связанные с оплатой отчетов об оценке в размере 110 000 рублей и услуг представителя в размере 56 400 рублей. Исходя из принципа разумности, суд пришел к выводу о чрезмерном размере указанных расходов и уменьшил их до 80 000 рублей и 35 000 рублей соответственно.
Принимая во внимание, что кадастровые стоимости земельных участков значительно (от 61, 11 % до 77, 48 %) превышают их рыночную стоимость, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что судебные расходы подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра", привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Несостоятелен довод подателя частной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", (далее - Положение).
К функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (пункт 5.1.26 Положения).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года N П/531 и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, определение кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществлено ФГБУ "ФКП Росреестра".
То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" применило удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не свидетельствует об ошибочности обжалуемого определения, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена именно данным административным ответчиком, который применил соответствующие удельные показатели и произвел необходимые арифметические расчеты.
Суд также находит подлежащим отклонению довод жалобы о том, что решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П признал положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 35 (часть 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Коржова Евгения Витальевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья А.И. Мулярчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.